По действующему Генеральному плану развития строительства Ульяновска никакие работы по засыпке существующего водохранилища Свияги не предусмотрены, а ухудшение экологической обстановки сознательными действиями субъектов права признается преступлением. Оно и понятно, наравне с озеленением городов создание глади водохранилищ призвано улучшить необходимый людям микроклимат в городах, задыхающихся от загазованности и шума. Для экологического благополучия в ряде городов создавались рукотворные водохранилища – в соседней Пензе на реке Сура, в Воронеже – на притоке Дона реке Воронеж, в столице Чечни Грозном любимым местом горожан и гостей города считается рукотворное море, созданное на притоке реки Сунжа. Жители Краснодара не представляют город без водохранилища на реке Кубань, да и сама столица оживилась и задышала после подъема уровня и расширения водной глади Москва-реки благодаря переброске водной мощи Волги через каскад водохранилищ. Подобных примеров в России и в мире достаточно много, а вот обратных примеров – уничтожения уже созданных водохранилищ – кроме Ульяновска, нет!
Все началось с хороших сообщений в печати о создании благоустроенной набережной вдоль левого берега Свияги, даже озвучили название – «Набережная имени 70-летия Победы». Потом в почтовых ящиках появились газеты, в которых начали писать неожиданные статьи о необходимости засыпки «карьера», «котлована», находящегося в акватории существующего водохранилища. Начались стихийные протесты против засыпки водохранилища, митинги с приглашением депутатов и представителей власти – протесты жителей микрорайона отражались в резолюциях, жалобах в разные органы. На одном из очередных митингов представитель власти сделал заявление о том, что с учетом мощного протеста жителей засыпки водохранилища не будет и строительства каких-либо объектов, кроме благоустройства, тоже не будет. Возможно, заявление публичное было озвучено чистосердечно, но уровень власти разный и отличается по степени возможностей: заказчик получил необходимые ему покровительство и индульгенцию на самом высоком уровне, и он (заказчик) развязал руки. Начинал он практические дела с опаской, самые мощные ивы сносил и вывозил в безлюдное время, оставляя только пни от этих красавиц. В начале зимы закипела авральная работа без выходных и праздников: объект от лишних глаз загородили высоченным забором, установили посты охраны по периметру, пригнали тяжелую технику и колонну мощных 20-тонных самосвалов, уже без оглядки добили прибрежную лесную зону, и началась работа по уничтожению водохранилища, а по планам застройщика, завоеванию и отнятию у реки порядка 12-15 гектаров нужных ему площадей для строительства высотных домов, дабы заработать на этом большие деньги. В этом микрорайоне нет нужды строить инженерную инфраструктуру: дороги, газ, электроэнергия, вода, водоотведение, связь, интернет – все проведено и построено, только подключись, а заботы по засыпке водохранилища обойдутся застройщику дешевле, чем покупка 15 га городской земли. Беспредельные корысть и жажда обогащения – вот мотивы, мы считаем, совершения данного экологического преступления!
В Ульяновске за последние годы постоянно возникают объекты со скандальной окраской: гостиница «Марриотт» рядом с храмовым комплексом; строительство 40-этажного небоскреба в древней исторической зоне города на тогда еще улице Советской; строительство, которое ведется вопреки здравому уму в оползневой зоне – на углу улиц Минаева и Кирова. Все эти резонансные дела возникают потому, что в Ульяновске не работают службы градостроительства и архитектуры, надзорные органы по прямому их служебному назначению, молчат экологи, геологи, когда засыпают водохранилища и строят дома-монстры в опасной зоне. Ведь в случае катастроф руководители указанных служб понесут наказание по полной программе, и ссылки на указания «хозяина» в стадии согласования и подписания документов на подобного рода строительство их не спасут. Чиновники бесчисленных надзорных органов и служб будто зомбированы неведомой силой и забыли о существовании норм, правил и законов в нашем государстве. Это очень печально!
Между тем Ульяновск нуждается в экологической чистоте и благополучной окружающей среде. В декабре 2015 года Минприроды опубликовало рейтинг 82 городов России об экологической чистоте, благополучной окружающей среде. Рейтинг был составлен по поручению президента РФ и в соответствии с аналогами и критериями Всемирной организации экономического сотрудничества и развития. В этом рейтинге три первых места заняли Волгоград, Санкт-Петербург и Саранск, а последние из 82 городов – Самара, Ульяновск, Астрахань. Разве результат этого рейтинга – не свидетельство, что наш город уничтожают, делая его непригодным для жизни и набивая при этом начальственные карманы звонкой монетой? Где власть? Где органы надзора? Где следствие? Где руководство России, которое должно, наконец, дать этим деятелям по рукам?
От имени участников митингов, протестующих против засыпки водохранилища для возведения домов, Валентин Смоленов.