Дмитрий Минаев
Операторы сотовой связи начали списывать со счетов абонентов деньги за прослушивание сообщения “Абонент временно не доступен”. В надзорных органах заявляют о незаконности таких действий, но признают, что отследить нарушение очень сложно.
Ульяновец Евгений, абонент мобильной компании из “большой тройки”, на днях остался без мобильной связи – оператор прекратил обслуживание, списав со счета несколько десятков рублей за то, что тот в течение дня пытался дозвониться до своего знакомого. Каждый раз на том конце провода женский голос возвещал, что абонент недоступен и предлагал оставить голосовое сообщение. Никаких сообщений Евгений не отправлял, как и не совершал в тот день других звонков, но денег лишился.
Выяснилось, что с недавних пор оператор начал взимать плату за звонки на отключенные телефоны — деньги со счета снимаются даже за прослушивание сообщения о недоступности вызываемого абонента.
В компании “МегаФон” подтвердили факт введения новой тарификации, но заявили, что лишь вынуждены были последовать примеру других операторов – для уравнивания расчетов между компаниями. Они же пояснили, что платить за несостоявшийся разговор с абонентом «МегаФона» клиентам всех операторов придется в том случае, если у вызываемого подключена услуга голосовой почты “Кто звонил”. Но как человеку понять, что он звонит на “особенный” номер и почему он должен таким странным образом возмещать расходы мобильному оператору?
Мы решили провести эксперимент, и попросили абонентов Tele2 и МТС набрать номер телефона, владелец которого заранее отключил свой телефон. Если раньше оператор просто извещал звонившего о том, что “абонент находится вне зоны действия сети”, после чего соединение прекращалось, то теперь в обоих случаях последовал одиночный гудок, как будто начался дозвон, затем тут же последовал сигнал и начали отчитываться секунды “разговора”. Успеть отменить попытку соединения очень трудно.
В Минкомсвязи РФ действия сотовых операторов считают нарушением. В ведомстве заявляют, что мобильные компании могут получить предупреждения, штраф или даже лишиться лицензии, если будут некорректно рассчитывать плату для абонентов.
Однако отследить нарушение непросто. Снятие со счета пары рублей в день за прослушивание фразы “Абонент недоступен” не всегда заметишь. Некоторые специалисты советуют чаще брать детализацию звонков, но у операторов эта услуга платная – от 30 рублей. Вот сотовые компании и рассчитывают, что абоненты из-за нескольких рублей не будут предпринимать никаких действий.