Кризис и падение доходов заставили ульяновцев всерьез пересмотреть свое потребление. Все больше людей выбирают дешевую еду, не обращая внимание на ее качество. Перестраиваются и производители, вынужденные максимально удешевлять цену конечного продукта, часто прибегая к откровенной фальсификации. В этих условиях все более популярным становится фудшеринг – натуральный обмен продуктами питания.

Все – на еду
По данным Ульяновскстата, в третьем квартале прошлого года в среднем 41,9 процента дохода ульяновцы тратили на покупку продуктов питания. Для сравнения, в 2010 году этот показатель составлял 35 процентов. В отношении непродовольственных товаров ситуация обратная – 32,5 процента и 40 процентов соответственно. Официальные цифры говорят о том, что денег жителям региона едва стало хватать на еду, при том что реальные доходы населения по итогам прошлого года упали на 10 процентов (данные Росстата).

Еще более удручающую картину рисуют аналитики “Сбербанк CIB”, посчитавшие, что доля расходов на еду во всех ежедневных тратах россиянина за июль-сентябрь 2015 года выросла до 60,9 процента, (плюс 2,9% к предыдущему кварталу).

На ситуацию потребители отреагировали переходом на покупки более дешевых товаров – в III квартале 2015 года доля таких людей увеличилась до 69 процентов по сравнению с 63 процентов в предыдущем квартале, свидетельствуют социологи. 61 процент опрошенных сократили покупки дорогих продуктов питания и деликатесов, 55 процентов отдают предпочтение товарам, участвующим в промоакциях, то есть со скидками.

– Все больше покупателей выбирает продукт, обращая внимание лишь на его цену, а не на качество. В таких условиях все тяжелее конкурировать с производителями фальсификата, – сетует гендиректор одного из ульяновских молочных заводов.

Подтверждение тому – недавнее предостережение “Осторожно – фальсификат”, сделанное Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области. Ведомство сообщило о выявленном факте производства и реализации предприятием ООО «Майнское» масла сливочного «Крестьянское» (массовая доля жира 72,5%), фальсифицированного жирами растительного происхождения. При этом было установлено, что по указанному на товаре адресу (г. Ульяновск, Московское шоссе, 9А, корпус 2) производство молочной продукции не ведется. Материалы проверки переданы в правоохранительные органы.

Хлеб из фуража
Как рассказал на условиях анонимности владелец одной из ульяновских пекарен, ухудшать качество производимых продуктов вынуждают торговые сети.

– Торговая сеть, с которой мы сотрудничали в последние время, в прошлом году заявила, что пересмотрела свою стратегию развития, и теперь делает ставку на открытие магазинов-дискаунтеров, продскладов. Предложили стать поставщиком для них, но выставили такие цены, выпекать качественный хлеб по которым просто невозможно, – разводит руками он.

Впрочем, другие хлебопеки добиваются снижения себестоимости хлеба, добавляя в тесто… фуражную пшеницу, которая обычно идет на корм скоту. Более того, многие хлебопеки добиваются внесения изменений в ГОСТ, которые бы разрешили использовать зерно пятого класса. Фураж обычно содержит обработанные вегетативные части растений (листья, стебли, иногда корни). И сейчас его активно применяют при производстве муки, “сдабривая” химическими улучшателями вкуса.

– Качество хлеба в России в последние годы резко ухудшилось, – приводит “Российская газета” слова директора Всероссийского НИИ хлебопекарной промышленности Анатолия Косована. – Сейчас кто-то пытается сделать, чтобы все выпекалось из одной муки, причем некачественной. И мы никак не можем понять, зачем это делается. Использование муки из низкокачественного зерна требует применения всевозможных улучшителей. Употребление такого хлеба вызывает ощущение скрытого голода. Качественный хлеб от некачественного можно отличить невооруженным глазом. Высококачественный хлеб выглядит золотистым, пузатеньким. Прежде всего там много белка. Он очень характерно пахнет на всю квартиру. Хлеб из некачественного зерна плоский, неприглядный, местами рыжеватый, а не золотистый. Качественный хлеб можно с удовольствием есть и на четвертый, и на пятый день. Он медленно портится, мало крошится.

Лучше выкинуть, чем продешевить
Торговые сети также переживают не лучшие времена. По словам представителей ритейла, за год обороты упали в среднем на 20-30 процентов, так как существенно сократился спрос со стороны розничных покупателей. Сузился и ассортимент, и дело тут не только в введенном правительством страны продуктовом эмбарго. Значительная часть российских производителей требует полной предоплаты за поставку товаров. Но свободных средств для закупок у оптовиков недостаточно, а кредиты дорогие. В этих условиях многие оптовые компании тоже перешли на предоплату и перестали отпускать продукцию в розницу на реализацию в течение 10-15 дней.

Некоторые магазины прибегают к различных ухищрениям, дабы удержать покупательский спрос. К примеру, часть супермаркетов цены на дорогие продукты стала указывать не за килограмм, а за 100 граммов. Используются и запрещенные приемы, когда реализуется просроченная продукция. Из-за ограниченного срока годности и низкого покупательского спроса значительную долю товаров супермаркетам приходится списывать себе в убыток. При этом одни торговые сети снижают цены на продукты, срок годности которых подходит к концу, и мотивируют своих покупателей приобретать их со скидкой, другие держат товар на полках до конца, после чего просто выкидывают. Стоимость пропавшего товара они вынуждены закладывать в цену новой партии – получается замкнутый круг.

Если речь идет о молочной продукции, то ее можно вернуть на переработку заводу-производителю, как, впрочем, и хлебные изделия. С мясной продукцией все намного сложнее, поэтому сети часто пускают ее на переработку в своих цехах, предлагая полуфабрикаты или готовые блюда под собственной маркой.

“Приму в дар картошку”
Значительная часть людей, даже серьезно потеряв в доходах, не желает отказываться от свои потребительских привычек. Новый смысл у нас в стране приобрело популярное на Западе движение фудшеринг – если дословно, “спасение еды”. Если там оно направлено против излишнего потребления продуктов и их нерационального использования, то у нас стало способом сэкономить.

Люди могут безвозмездно отдавать еду, которая не пришлась по вкусу или просто застаивается на кухне. Однако чаще всего потребители обмениваются продуктами. “Обмениваясь и забирая друг у друга еду, человек делает шаг на пути к экологичному образу жизни и разумной трате своих финансов. Это не значит, что у вас нет денег на обеспечение себя продуктами. Это значит, что вы не даёте еде пропасть и выступаете против системы чрезмерного потребления”, – провозглашается на интернет-форумах сторонников фудшеринга.

Есть такое сообщество и в Ульяновске, которое, впрочем, только набирает популярность. Сегодня на странице в сети “ВКонтакте” всего несколько сообщений. “Приму в дар картошку или обменяюсь: у меня есть пакеты для запекания и корица”, – пишет Яна.

На передачу и обмен еды существует ряд ограничений – это продукты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов. Зато можно отдать еду или напитки, если: “еда не понравилась вам по вкусу; у еды скоро кончится срок годности; срок еды кончился несколько дней назад, но это не сказывается на её качестве (нет плесени, запаха); еды слишком много для вас; у вас осталось много еды после праздника; вы сели на диету, а дома осталось много сладостей; бабушка прислала 20 банок варенья”.

Дмитрий Минаев