В прошлом году чиновничество и некоторые ульяновские депутаты пытались изо всех сил уговорить собственников квартир согласиться на оснащение домов камерами видеонаблюдения. Попытки фактически провалились, и вот теперь берутся за трамваи, в которых и хотят навесить эти камеры.
Страстное желание все обвешать видеокамерами и регистраторами объясняют, как правило, заботой о безопасности граждан. Однако те, кто еще не утратил способности мыслить, подозревают, что дело тут вовсе не в безопасности, а, скорее, в интересе, точнее – в выгоде. Известно ведь многовековое: смотри, кому это выгодно. Выгодно это, в первую очередь, людям и фирмам, занятым закупкой камер в Китае и продажей их в Ульяновске. Как и торговля всем китайским, этот бизнес приносит в России бешеную прибыль, поскольку в Китае аппаратура стоит копейки, а у нас же она сбывается за тысячи и тысячи. И вопрос только в том, чьи дети и братья в Ульяновске на этом сидят и кормятся.
С домами у них не получилось. Помешали нормы законодательства, требующие согласия собственников жилья на любые работы. Понимая эфемерность этой забавы и, возможно, чувствуя финансовый подвох, согласие собственники не дали. С трамваем же можно не церемониться – транспорт это муниципальный и, соответственно, подневольный, так что власти спокойно могут начинать пилить бюджет ли, кассу ли транспортников и навязывать камеры в вагоны.
Удовольствие это, надо сказать, недешевое. Оснащение одного вагона всеми цифровыми прибамбасами обойдется тысяч в 20-30. Если взять, что ульяновский парк насчитывает, к примеру, сто вагонов, то в сумме получится два-три миллиона рублей. Если больше, то больше. Но за кем все-таки собираются следить? За пассажирами? За кондукторами? И нужна ли тем и другим эта слежка? Пассажиры едут или на работу – рано утром, невыспавшиеся, со слипающимися глазами, клюющие носом, а иногда, когда сидят, и просто спящие, или с работы – уставшие, выжатые как лимон, помятые, без настроения. Одно дело, когда их видят такими другие пассажиры, находящиеся с ними в одном положении, которые взглянули, вышли на своей остановке и забыли. И другое, когда их запечатлеют в растрепанном состоянии видеокамеры, сохранят, и однажды те же чиновники, развалясь в своих кабинетах, будут ради потехи эти записи просматривать и над ними хохотать. Вам это понравится?
То же и по отношению к кондукторам, то есть этим измотанным и чаще всего немолодым женщинам. Пассажиров, как своих товарищей по несчастью жить и ездить по неряшливому и грязному городу, они не стесняются – в одной лодке ведь, то бишь вагоне, находятся. Но обрадуются ли они, если будут знать, что над ними, такими укутанными в холодных вагонах и уставшими, будет смеяться кто-нибудь из чиновников или депутатов, в чистеньких костюмчиках и в галстучках? Прокручивать запись снова и снова, смеяться, тыкать пальцем и опять смеяться и ухохатываться.
Не думаю, что это понравится всем кондукторам, и не исключаю, что часть из них с работы уйдет. Уйдет от этой глупой и издевательской слежки. Отсеется, вероятно, и часть пассажиров, пересев на маршрутки, где за ними, по крайней мере, в кабинетах не следят и не смеются, увидев, как они вдруг чихнут и вытрут платком нос. И на американские серверы записи с ними тоже не уйдут. В маршрутках конституционное право на защиту их изображений хотя бы в какой-то мере защищено. В общем, уважаемая власть, не сходи с ума и не пали в условиях обостряющегося кризиса деньги на этот и ему подобный маразм. Или потратить больше не на что? Видеорегистраторы, снимающие путь впереди трамвая и за ним, может, и нужны – непонятно, правда, зачем. А людей, которые откажутся в случае введения слежки от поездок в трамвае, я уже знаю.
Василий Мельник