К нормальным условиям жизни, которые призвана создавать для граждан власть, за что она и получает, собственно, зарплату, относится гигиена, а ее частью являются мытье тела и его чистота. В Ульяновске с этим все хуже.

Масса домов города до сих пор живет без горячего водоснабжения и без ванн. В юности я в таком доме квартировал. И в таком же всю жизнь прожил на Нижней Террасе мой дядя. Раз в неделю был поход в баню, что считалось привычным и само собой разумеющимся. Сколько стоила помывка, не помню, но наверняка копейки – иначе бы запомнил. Сегодня эта рядовая процедура стала практически золотой. «Мой вчерашний поход в баню (новое двухэтажное здание рядом с остановкой «Улица Октябрьская») закончился ничем, – пишет в редакцию жительница города Надежда Саратова. – Мне сказали, что я должна заплатить 350 рублей. Если же я пенсионер и хочу по льготной цене, то мне следует заполнить анкету…»

Первой мыслью после прочтения этих строк было: а если не пенсионер – в баню ведь ходят не только пенсионеры? Что делать человеку, если он, к примеру, студент, у которого доходов нет вообще. Таких молодых людей, живущих по общагам или квартирам без удобств, в Ульяновске тысячи, и они возможности помыться лишены в принципе. И это не то что не XXI век – даже не ХХ, а в лучшем случае XIX. Или еще дальше, когда Россия, кроме высшего класса, была поголовно во вшах, когда не было ни центрального отопления, ни центрального снабжения горячей водой.

Я не знаю, кто определяет прейскурант цен в тех немногочисленных общедоступных банях, которые остались в городе. Если муниципальная власть, то интересно, из каких соображений она это делает. 350 рублей, которые требуют в бане на Октябрьской, достаточно, чтобы оплатить три кубометра горячей воды. Власть или тот, кто установил там цену, считает, что один человек столько воды на помывку и тратит? Но это же чушь – к этим трем кубам горячей воды требуется еще подмешать, как минимум, столько же холодной, чтобы не обвариться. То есть на одного посетителя списывается пусть не шесть кубов, а, скажем, четыре, которых достаточно на помывку десяти человек. Остальные взятые деньги – за тепло в самом помещении. Десяти, а не одного!

Понятно, что власть скинула функцию по обеспечению норм гигиены в городе со своих плеч – на произвол рынка, который становится чем дальше, тем более диким. Чтобы добиться льготы, анкеты тех же пенсионеров подлежат рассмотрению в течение 10-15 дней, как сказали Надежде Саратовой. И если кандидатуру «утвердят», человек сможет помыться за 175 рублей. Но зачем нужна анкета, ведь у каждого есть пенсионное удостоверение? У студентов есть студенческие билеты. Женщина просит нас провести расследование ситуации с общественными банями в городе. Можем, правда, сразу и вывод сформулировать: банщики решили, что грязь-это тоже деньги.

Андрей Семенов