Крупнейший весенний музыкальный фестиваль региона “Мир. Эпоха. Имена…” – в самом разгаре.
Фестиваль открывал Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова. Один из лучших хоров мира исполнил для ульяновцев песни из своего “весеннего” репертуара: “Майский вальс”, “Ехал я из Берлина”, “Смуглянку” и коронную “Калинку”.
Сейчас трудно поверить, что у песни про “смуглянку-молдаванку”, ставшую всенародно любимой после выхода на экраны фильма “В бой идут одни старики”, была нелегкая судьба. Композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов написали её еще до войны, но, как бы сегодня сказали, в широкую ротацию композицию долго не пускали. Партийные боссы от культуры считали ее слишком простенькой, несерьёзной. Подумаешь, молдаванка виноград собирает. Где тут накал революционных страстей? Так бы и пролежала песня на полке. Однако в 1944 году Новикову позвонил художественный руководитель ансамбля Александр Александров и попросил показать ему новые песни для репертуара своего коллектива. “Смуглянка” ему понравилась, и вскоре хор впервые исполнил ее в Концертном зале Чайковского.
С тех пор вот уже 72 года композиция не уходит из репертуара “александровцев”, и вряд ли хоть раз им не подпевал зал. А уж что делает со слушателями “Калинка”! Самая народная по призванию песня (автором ее считается Иван Ларионов, а годом написания – 1860-ый) именно в исполнении ансамбля Александрова приобрела мировую известность. Для иностранных слушателей “Калинка” и есть Россия. Как матрешка, как красная икра и кокошники. В ней – душа народа со всеми ее противоречиями. Слушаешь песню и хочется одновременно и плясать, и плакать. А ведь текст-то – вот уж проще не придумать. Но как поют “александровцы”! Об их виртуозном исполнении лучше Суворова не скажешь: “Мы – русские! Какой восторг!”
В Ульяновске ансамблю Александрова весь зал аплодировал стоя несколько минут.
10 марта на той же сцене в Мемориале выступил народный артист СССР Юрий Башмет с симфоническим оркестром “Новая Россия”. Первый альтист мира солировал при исполнении “Гарольда в Италии” Гектора Берлиоза. У маэстро несколько альтов, среди которых есть настоящие произведения искусства. В 1972 году Башмет приобрел инструмент миланского мастера Паоло Тесторе, созданный в 1758 году, и до сих пор играет на нем. У Моцарта, кстати, был альт того же мастера. Есть у маэстро и другие инструменты, но этот – самый знаменитый. Какой именно альт Юрий Башмет привез в Ульяновск, точно не известно, но играл он бесподобно.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА