Статистика по малым предприятиям, опубликованная Ульяновскстатом, подтверждает, что в регионе постепенно «загибается» малый бизнес – людей, занятых в этой сфере, работает все меньше. Предпосылок к тому, к сожалению, очень много – и дело не только в экономическом кризисе.
По данным Ульяновскстата, средняя численность работников, занятых в Ульяновской области на малых предприятиях, в 2015 году составила 61,3 тысячи человек. Это на семь процентов меньше, чем в прошлом году – то есть из малых предприятий ушло более четырех тысяч человек. Число большое – по официальным данным областного центра занятости, столько же сейчас в регионе зарегистрированных безработных.
Особенно сильно пострадали отрасли гостиничного и ресторанного бизнеса – количество работников в этой сфере сократилось на 30,8 процента. При этом на 11 процентов увеличилось количество работников малых предприятий финансовой сферы. Не трудно предположить, что здесь увеличение произошло за счет огромного количества микрофинансовых организаций, для которых кризисы – золотая пора. Больше стало работников частных организаций здравоохранения – число занятых на малых предприятиях этой направленности людей достигло тысячи.
При этом снизился даже в номинальных значениях оборот малых предприятий – на 8,5 процента по сравнению с 2014 годом. В реальных значениях снижение оборота составило более 20 процентов – за счет инфляции, которая в 2015 году достигла 13,8 процента. При этом ощутимым – почти на треть – оказалось снижение оборотов оптовой торговли и оборотов торговли автотранспортными средствами.
Конечно, главной причиной сокращения малого бизнеса стал экономический кризис – предпринимателям приходится выживать в условиях, когда производство продукции стало дороже, а денег у людей – меньше. Однако мешают и иные факторы.
Так, в феврале возникли споры относительно порядка разработки и утверждения местными властями схем размещения киосков. Критике со стороны бизнеса подверглось такое положение, как, например, «отсутствие в радиусе 500 метров стационарного предприятия, реализующего определённую группу товаров». То есть если работает магазин «Пятерочка» или «Магнит», то торговать продуктами в киоске или павильоне в радиусе 500 метров уже нельзя. Даже новый уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Татьяна Скопцова выразила недоумение этим положением, назвав его новой почвой для коррупционных схем. Схемы размещения киосков должны быть утверждены в Ульяновске до 1 мая 2016 года.
О еще одной проблеме сообщил наш читатель, который решил не представляться, – чтобы не причинить ущерб своему бизнесу. Он рассказал о том, как предприниматели теряют свои доходы из-за прихода в Ульяновск таких сетевых «монстров», как Leroy Merlin, который возводится недалеко от вещевого рынка. Гипермаркет, который, по словам нашего читателя, убьет весь малый бизнес рядом с собой.
– Все знают, как работает этот гипермаркет, – рассказал он. – Первый год Leroy Merlin работает себе в убыток, чтобы уничтожить конкурентов. Так же работают и другие крупные специализированные торговые центры – в итоге в Засвияжье умер строительный рынок. С приходом нового гипермаркета погибнут остатки – многие предприниматели уже сейчас сворачивают свой бизнес.
Читатель рассказал, что недавно подвозил до вещевого рынка случайного попутчика, который имеет там свою торговую точку. Предприниматель посетовал, что вынужден был уволить своих работников – прибыли нет из-за открытия «инвестпроектов». Крупным гипермаркетам в рамках инвестиционной деятельности даются льготные привилегии – а в итоге страдает от этого то, что чиновники называют «священной коровой» – малый бизнес. При этом зачастую сетевики регистрируются не в Ульяновской области. Соответственно и налоги идут мимо региональной казны.
Опасения не напрасные – строительные гипермаркеты в Ульяновской области растут как грибы после дождя.
Точно так же сетевые продуктовые магазины погубили маленькие магазины по всему городу, пусть и добились этого снижением цен. Да только малый бизнес той поддержки, которую получают инвестиционные проекты, не видит. Определенные преференции, справедливости ради, есть – в частности, у предпринимателей IT-сферы, которые имеют низкую ставку по упрощенке, предпринимателей в сфере бытовых услуг, которые по упрощенке с 1 января получили нулевую ставку. Но этого мало, чтобы выжить.
Степан Горин
православный
Все киоски уличные находятся в собственности “друзей” из средней азии и кавказа! Круглосуточно ,напропалую торгуют “перчиками” и “боярышником”! На родине им башку бы отрезали а в россии пожалуйста!Продают сигареты, пиво, коктейли несовешеннолетним!Ведь в крупных магазинах подростку не продадут спиртное , а в киоске никто не видит! Новый город . особнно проспект Ульяновский весь в “сараях” иначе не назовешь эти будки!В них нет воды, канализации,персонал с купленными медкнижками! Что горожане в этом виноваты!? Нет конечно!Только власть!