Или пальмовым маслом?
Ульяновцы, недовольные качеством проданных им товаров и оказанных услуг, стали чаще жаловаться в Роспотребнадзор. Почти на 15 процентов, до 4,2 тысячи, увеличилось за 2015 год количество их обращений. О том, с какими проблемами чаще сталкиваются потребители и как им получить квалифицированную помощь, рассказали на пресс-конференции в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области во Всемирный день защиты прав потребителей.

Пичкают антибиотиками
В этом году Всемирный день защиты прав потребителей прошел под девизом “Исключить антибиотики из меню”, поэтому разговор начался именно с этой проблемы. Как рассказала замруководителя регионального управления Роспотребнадзора Елена Дубовицкая, сегодня около половины производимых в мире антибиотиков используется в сельском хозяйстве. Причем применяются они не только в качестве превентивных мер защиты от болезней животных (вместо применения их для лечения при необходимости), но и для стимуляции роста.

– Если не предпринять срочных мер, наступит конец эпохе антибиотиков. Проблема в том, что из-за чрезмерного их использования растет устойчивость организма к этим лекарствам. В конце концов они перестанут быть эффективными, а простые инфекции и незначительные травмы вновь станут смертельно опасными. Применение антибиотиков в сельском хозяйстве, как ожидается, увеличится в ближайшие годы на две трети: с 63,2 тысячи тонн в 2010-м до 105,6 тысячи тонн в 2030-м. Использование антибиотиков в сельском хозяйстве приведет к тому, что распространенные заболевания станут неизлечимыми, – отметила она.

Злоупотреблением антибиотиками грешат и ульяновские сельхозпроизводители. По словам представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской республике и Ульяновской области Натальи Гавриловой, в прошлом году было выявлено два таких факта на предприятиях по производству молочных продуктов. Но, судя по всему, это лишь вершина айсберга – какой объем лекарств применяют животноводы и пищевики в реальности – не знает никто.

Произведено 30 февраля
Не менее серьезная продуктовая проблема – массовая фальсификация еды. Чаще всего обманывают потребителей производители молочной продукции, заменяя животные жиры низкокачественными растительными, например, пальмовым маслом. О безопасности этого сырья до сих пор идут споры, однако Роспотребнадзор в них не ввязывается, обозначая свою позицию так: пальмовое масло применяться может, но об этом производитель должен проинформировать потребителя.

– Конечно, в условиях роста цен и падения доходов для многих потребителей определяющей становится цена продукта, но нужно понимать, что если пачка масла стоит 20 рублей, то оно не может быть сливочным, – привела пример Дубовицкая.

Сотрудники Роспотребнадзора проверяют торговые сети и в случае обнаружения подделок наказывают и продавцов (с изъятием фальсификата), и изготовителей, но некачественные продукты всё равно появляются, пользуясь спросом у покупателей. Теперь она достигла такого объема, что Роспотребнадзор вынужден был запустить Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, на котором размещаются сведения о фальсифицированных продуктах. В реестре – тысячи наименований товаров, есть и ульяновские производители молока, сметаны, творога и сливочного масла: ЗАО “Алев”, ООО “ТД “Классика” и ООО “Фотида”.

Также нередко производители обманывают потребителей, ставя на своей продукции авансовые даты выработки, чтобы искусственно увеличить сроки реализации товара. Иногда доходит до абсурда. В Управлении рассказали, что один из местных молочных заводов реализовывал продукцию с датой производства… 30 февраля.

Не меньше, чем качество продуктов, общественность волнует качественное оказание услуг, в первую очередь медицинских и финансовых. Каждая десятая жалоба в сфере защиты прав потребителей касается качества финансовых услуг. Преобладают обращения, связанные с нарушением прав потребителей банковским сектором и страховыми организациями.

Защищайтесь
Как бороться с фальсификатом? Самое очевидный ответ – ответственней подходить к выбору и просто не покупать плохую еду. Правдоискатели могут пойти дальше.

– Если вы приобрели товар, а он, на ваш взгляд, не соответствует заявленным качествам, можете вернуть его продавцу и потребовать назад деньги. Магазин, как правило, делает это добровольно, потому как по закону именно он обязан за свой счет производить экспертизу покупки (за исключением случаев, когда товар потерял свои свойства по вине покупателя). Если продавец отказывается признавать свою вину, обращайтесь в Роспотребнадзор или же в суд, где помимо возмещения стоимости товара вы уже сможете требовать компенсации понесенного материального и морального вреда. Если материальный ущерб будет доказан, суд присудит еще и компенсацию в размере 50 процентов от его размера. Если же в отношении недобросовестного производителя уже имеется решение по иску от неопределенного круга лиц (их подает в том числе и наше управление), то покупатели могут обращаться в суд с материальным иском – доказывать, что товар некачественный уже не потребуется, – пояснила начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Галина Соломко.

За защитой своих потребительских прав ульяновцы могут обратиться в консультационные центры на базе Управления Роспотребнадзора (тел. 40-43-43). Также работает “горячая линия” Управления: 44-45-08. Для потребителей разработан портал zpp.rospotrebnadzor.ru, где собрана вся нормативная база по защите прав потребителей, в том числе образцы исковых заявлений.