Как минимизировать платежи по строке «ОДН», ускорить проведение капитального ремонта дома или добиться установки новой детской площадки во дворе? На прошедшем в Ульяновске форуме лучших региональных практик в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ. Новое качество» горожане имели возможность обменяться положительным опытом решения самых разных коммунальных проблем, а также выступить перед представителями власти с законодательными инициативами.
Главными участниками форума стали старшие по домам, представители ТОС — всего более 300 активных жителей Ульяновска, которые стремятся к грамотному управлению своим жильем. Каждый из них мог выбрать наиболее актуальную для себя тему обсуждения, посетив соответствующую дискуссионную площадку. Пожалуй, самая популярная из них была посвящена проблеме потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН). Было определено, что завышенные счета по этой строке появляются по целому ряду причин: от банального воровства со стороны отдельных жильцов до некорректной передачи показаний приборов учета.

— За несколько месяцев мы добились нулевых показателей по ОДН, — рассказала собравшимся председатель дома по улице Жигулевской, 66 Татьяна Зиновьева. -Сначала мы выявили квартиры, в которых не установлены счетчики, а на те, что есть, поставили антимагнитные ленты. Показания общедомового прибора учета и всех квартирных стали снимать одновременно — и результат не заставил себя ждать, сейчас у нас счета за коммунальные услуги на ОДН отрицательные.

Как экономить на потреблении коммунальных услуг в целом, обсуждали участники еще одного «круглого стола». Сегодня существует большое количество энергосберегающих технологий. Конечно, на первых порах все они требуют финансовых вложений, но при грамотном цодходе они окупаются в течение нескольких лет или даже месяцев.

— В 2014 году управляющая компания предложила нам установить в доме прибор погодного регулирования стоимостью 300 тысяч рублей. Сумма немаленькая, но мы согласились. Так вот только за прошлый год мы сэкономили на отоплении 760 тысяч рублей, — поделилась опытом председатель дома по улице Хо Ши Мина, 21 Людмила Хохлова. — Сейчас жильцы соседнего дома N923 платят за тепло значительно больше, чем мы, хотя дома — одинаковые.

За счёт активности жильцов преображаются и дворовые территории. Несколько лет назад жильцы этих двух домов создали ТОС «Близнецы». В одном из конкурсов ТОС выиграло грант на благоустройство двора, и вскоре вместо сломанных качелей и ржавых турников появился новый современный детский городок.

Широкое распространение в городе приобретает практика заключения энергосервисных контрактов, когда инвестор за свой счет проводит в доме полный комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий. При этом затраты компенсируются за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах. После этого экономить на платежах начинают уже жильцы.

Не меньше вопросов, как показал форум, вызывает программа капитального ремонта жилых домов.

— В 2014 году на общем собрании жильцы нашего дома проголосовали за накопление средств на капремонт на спецсчете. С тех пор набралась приличная сумма — больше миллиона рублей. Сегодня уже можно ставить вопрос о проведении каких-то работ, хотя, согласно региональной программе капремонта, наш дом стоит в очереди на 2035 год, — делится опытом старший по дому по улице Промышленной, 69 Виктор Живойкин.

Чтобы принимать грамотные решения, нужно обладать определенными знаниями в сфере ЖКХ. По словам участников форума, серьезную поддержку в этом плане оказывает Контакт-центр при главе города, а также реализация в Ульяновске федерального проекта «Школа грамотного потребителя».

— В 2010 году я закончил курсы обучения для старших по домам, организованные «Школой грамотного потребителя», и каждый год повышаю свою квалификацию. А если есть вопросы, то обращаюсь в Контакт-центр при главе города, где получаю грамотные и, главное, полезные ответы, образцы претензий, исковых заявлений, — продолжает Виктор Живойкин.

Форум посетил федеральный руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов, который отметил, что Ульяновск — один из городов-лидеров в деле ЖКХ-просвещения населения.

— В сфере ЖКХ важно уйти от конфронтации сторон, которая только усугубляет положение, а совместными усилиями собственников, коммунальщиков и властей находить решение тех или иных вопросов. Та же проблема ОДН существует не только в Ульяновске, но здесь, в отличие от многих других городов, ее не стали замалчивать, прятать. И сегодня от самих жителей домов мы услышали, как избавиться от допсчетов — уже накоплен успешный опыт, — отметил он.

— По ходу работы дискуссионных площадок был озвучен целый ряд законодательных инициатив по совершенствованию сферы ЖКХ. Все они будут направлены в соответствующие инстанции и в будущем, возможно, закреплены в виде законов. Опыт успешного управления своими домами в Ульяновске существует. И те, у кого это получилось, поделились на форуме своими знаниями с остальными. В этом и заключалась его главная задача — пропагандировать и культивировать практики, которые мы воплощаем в жизнь в рамках партийных проектов «Управдом» и «Школа грамотного потребителя». При этом очень важно, что данные проекты поддерживаются и губернатором области Сергеем Ивановичем Морозовым, и главой города Сергеем Сергеевичем Панчиным. Именно поэтому опыт нашего города в этом направлении очень высоко оценивают на федеральном уровне. А для того, чтобы наш опыт распространялся еще шире, на форуме было подписано соглашение с интернет-порталом «ЖКХакер.рф», — рассказывает региональный руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» Илья Ножечкин.

Мероприятие закончилось торжественным награждением победителей конкурса «Лучший молодой работник сферы ЖКХ» и вручением благодарственных писем в связи с празднованием Дня работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.

Алексей КОВАЛЕВ, при содействии пресс-службы администрации города Ульяновска

в газете на правах рекламы