18 марта в Ульяновске прошел региональный форум “Единой России” под названием “ЖКХ – новое качество”.

На одной площадке для обмена положительным опытом в разрешении проблемных ситуаций собрались федеральные и областные эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также представители местных управляющих компаний, ТОСов, старшие по домам.

СНИЗИЛИ ПЛАТУ
В программе форума значились три заседания за круглым столом. На каждом из них в формате диалога обсуждались наиболее проблемные вопросы “коммуналки”: капитальный ремонт, благоустройство дворов, энергосберегающие технологии на службе ЖКХ. Но, пожалуй, наиболее острым было обсуждение на тему: как снизить плату за ОДН. Так называемые общедомовые нужды для большинства собственников жилья – что называется, тёмный лес. Многие не понимают, что это такое, другие же, осознавая, что фактически платят за своих недобросовестных соседей, отказываются платить “за того парня”. Так или иначе, для многих домов это большая проблема. Можно ли переломить ситуацию? Опыт многих ульяновцев показывает, что можно.

Несколько лет назад такая же проблема существовала в многоквартирном доме №66 по ул. Жигулёвской в Засвияжском районе. Рассказывает Татьяна Зиновьева, председатель совета дома:

– В 2013 году я обратилась в нашу управляющую компанию по поводу больших начислений за ОДН за горячую воду. Я со своей квартиры только за ОДН платила 300-400 рублей. Это с учетом того, что я трачу 1-2 куба воды в месяц. Мы начали вместе с УК выявлять в нашем доме квартиры, не оборудованные индивидуальными приборами учета. Особенно те, где количество проживающих не соответствует количеству прописанных жильцов.

Очевидно, что разницу с таких квартир раскидывали на весь дом, то есть то, что не оплачивали несколько жильцов, оплачивали все остальные – в виде ОДН. Решить проблему удалось.

– Разговаривали с этими жильцами, объясняли ситуацию, – говорит Татьяна Зиновьева. – В течение 3-4 месяцев приборы они поставили. Затем мы установили на счетчики антимагнитные ленты. В итоге сумма по ОДН за горячую воду у нас отрицательная, за холодную воду платим по ОДН 10-12 рублей, и то, видимо, из-за устаревших счетчиков в некоторых квартирах.

Как говорят специалисты, в этом случае сработал психологический фактор. Людям неприятно осознавать, что соседи знают: это из-за их недобросовестности платить приходится всем остальным. На многих это и правда действует.

Руководитель региональной “Школы грамотного потребителя” Илья Ножечкин добавил, что жителям таких активных домов становится не важно, кто у них исполнитель услуги – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация, утверждены нормативы на ОДН или отменены – независимо от внешних обстоятельств расходы на ОДН за счет организационных мероприятий нулевые, близкие к нулю или отрицательные. Именно такой опыт и стараются разъяснять людям в “Школе грамотного потребителя”.

ПОШЛИ УЧИТЬСЯ
Вообще, как верно отметила Наталья Тамарова, председатель совета ТОС “Волга”, повальная безграмотность населения в области ЖКХ -одна из главных проблем. В этой системе происходит очень много законодательных изменений, разобраться в которых неспециалисту трудно.

– Мы с этой проблемой тоже столкнулись, – рассказывает Наталья Тамарова. – В наше ТОС входит три дома: №№90, 92, 98 по ул. Рябикова. Когда-то у нас не было ни совета дома, ни ТОС. Жители дома, недовольные проблемами, начали объединяться, протестовать. А им просто нужно было всё разъяснить. Совместно с Ильей Ножечкиным мы начали обучать людей. Так на территории нашего ТОС начала работать “Школа грамотного потребителя”. Сначала я одна ее посещала, потом ко мне начали присоединяться другие жители. Это нам помогло. Люди начали собираться не чтобы критиковать и ругать, а чтобы вносить свои конструктивные предложения.

В ДЕСЯТКЕ ЛУЧШИХ
Эффективность работы ульяновской региональной “Школы грамотного – потребителя” высоко оценивают и на федеральном уровне.

– Проект был запущен в 2014 году по поручению Председателя Правительства РФ ДА. Медведева, -говорит Александр Козлов, директор федерального проекта “Школы грамотного потребителя”. – На сегодняшний день порядка 82-х регионов реализует его на своих территориях. Цель Школы – просвещение потребителя, обучение его тому, как защитить свои права в области ЖКХ. Ежеквартально мы проводим оценку всех региональных школ. И ульяновская школа по итогам последних двух кварталов прошлого года в числе десяти лучших по стране.

ВМЕСТО “05”
“Школа грамотного потребителя” – не единственный проект, призванный помочь населению разобраться в коммунальных вопросах. По инициативе губернатора Сергея Морозова в Области запущен проект мобильного приложения “Профессиональный гражданин”. Это бесплатное приложение для смартфонов системы Андроид с возможностями фиксации обращений по сотовому телефону.
– Установив это приложение на свой телефон, можно оставить заявку с разъяснением проблемы. При этом можно приложить к обращению фотографию, например, протечки или любой другой коммунальной проблемы. В ответ вам приходит sms-уведомление, что заявка принята, – разъясняет Денис Седов, директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска. – Такая же программа установлена в УК и ЖЭУ, куда и попадает ваше обращение. Контакт-центр в этом случае – промежуточное звено между жителями и управляющими организациями. Приложение позволяет быстро и удобно оставить заявку для коммунальных служб и, мы рассчитываем, будет пользоваться популярностью у населения.

– Очень важно, что данные проекты поддерживаются и губернатором Сергеем Морозовым, и главой города Сергеем Панчинам, -добавляет Илья Ножечкин.

Именно поэтому опыт нашего города в этом направлении очень высоко оценивают на федеральном уровне.

Отметим также, что вопросы ЖКХ губернатор Сергей Морозов держит на постоянном контроле, а руководство города систематически проводит мероприятия по повышению правовой грамотности населения в коммунальной сфере. Прошедший форум доказал, что подобные площадки крайне полезны как для специалистов в ЖКХ, так и для рядовых граждан.