В субботу в сквере возле “Детского мира” прошел митинг работников “Ульяновского автомобильного завода”. О проблемах завода мы писали не раз. Активисты-рабочие, инициаторы митинга, приходили с жалобами и на низкую оплату труда и на жесткие условия, в которые их ставит руководство. Удавалось добиться разовой реакции. Уже год назад велась речь о необходимости создания независимого профсоюза. У официального по прежнему «все в порядке».
В предвыборный год проблемная повестка политизируется, что, зачастую, только загоняет возможность решения проблемы в тупик. Однако замалчивать тему тоже нельзя: УАЗ-лицо города и нужно искать компромисс. Для понимания того, что толкнуло людей на протест, представляем вашему вниманию фрагмент интервью из газеты “Рабочая демократия” с участницей митинга, сотрудницей “УАЗа”, работающей на центральном конвейере предприятия более 17 лет. Со своей стороны обещаем следить за ситуацией.

(РД) Юля, расскажите пожалуйста для чего вы и ваши товарищи пришли и на митинг?

— Условия труда на нашем предприятии в последнее время стали невыносимыми, при таком уровне нагрузки. Наших зарплат катастрофически не хватает на полноценную жизнь.

(РД) Расскажите, какие зарплаты у вас на предприятии?

— Зарплаты у простых работников разнятся от 8000 руб до 25 000 руб., при этом они не индексируются. Например, ребятам на главном производстве, чтобы заработать 12 000 руб., надо отпахать по 12 часов в сутки.

(РД) Как давно Вам повышали заработанную плату?

-Последний раз, где то в 2012 г. тогда наш оклад был ниже отраслевого минимума, оклад тогда подняли, а премию урезали.

(РД) Скажите, предпринимали ли рабочие завода какие-нибудь попытки донести до руководства завода, профсоюза, работодателя Швецова и органов власти свои требования?

-До этого митинга, мы неоднократно обращались к начальству, пытались подключить к этому наш профсоюз, в ответ нас запугивали увольнениями, проводили так называемые профилактические беседы, говорили, что денег у них для нас нет. Наконец, мы рабочие в конце 2015 г. стали обращаться в прокуратуру и в трудовую инспекцию. По итогам проверок эти госорганы нарушений не выявили. В конце концов, нашим коллективом было принято решение провести митинг, хотя мы не считаем это крайней мерой.

(РД) То есть вы готовы пойти на такие серьезные меры как забастовку?

-Да, наши ребята неспроста здесь собрались, мы настроены очень серьезно.

(РД) Это хорошо… Есть ли на предприятии профсоюз? Как вы можете оценить его деятельность?

-Долгие месяцы профсоюз вообще не давал о себе знать, несмотря на все наши обращения по поводу сокращений на «УАЗ автокомпонент» и индексации зарплат, сейчас они вообще отказываются с нами работать, и даже были такие случаи, когда профсоюзники просили рабочих не протестовать и не выходить не митинг, мол вам еще с нами работать.

(РД) То есть лидеры профсоюза полностью «легли» под работодателя?

-Да-да, они полностью представляют интересы работодателя.

(РД) Так почему же не было с вашей стороны как членов профсоюза, (вы же состоите в заводском профсоюзе?), попыток переизбрать профсоюзный комитет?

-Это скорее всего так и пойдет, но мы все таки ждали от них, пусть даже в последний момент, но какой-то поддержки, мы им звонили, писали, спрашивали: готовы ли они идти и держать свое слово за рабочих, но один все ссылается на коррупцию, другой держится за начальство, говорит это вообще им не надо.

(РД) Ну, то есть коллектив настроен на смену руководства профсоюза. А если все же такой вариант не получится, готовы ли рабочие УАЗа создать свой новый профсоюз?

-Возможно, но у нас люди не слишком опытные, в первый раз столкнулись с такой возможностью.