Изысканная, утонченная выставка работает в выставочном зале Художественного музея. Ненадолго из хранилища достали уникальные произведения искусства, созданные мастерами Китая и Японии. Такие хрупкие на вид, что диву даешься – как сохранились тонкие свитки, изящные фарфоровые и керамические изделия, нежные шелка. Что говорить об удивительно тонкой работе восточных художников, которые и сами посвящали немало времени трактатам древних мастеров. И среди них есть такие изюминки, которые по ценности и редкости сравнимы с подобными шедеврами, хранящимися в Эрмитаже.
Таково, например, китайское фарфоровое блюдо из коллекции симбирского ученого Владимира Поливанова, принимавшего активное участие в развитии археологии, архивного и музейного дела в конце XIX – начале XX веков. По словам искусствоведа Ирины Вороновой, его относят к эпохе императора Канси (1654-1722 годы). В то время выделилась группа зеленого семейства, причем с определенным оттенком глазури – цвета змеиной кожи. Блюдо, поступившее из Государственного музейного фонда, – более раннее, с классической росписью без фона. На нем изображен фазан, сидящий на скале, и пионы. Поливановское блюдо сделано позднее, у него есть нежно-зеленый с черными точками фон, по которому летают бабочки – символ семейного счастья. Кстати, нам повезло, что в коллекции нашего музея есть образцы раннего фарфора – в большинстве городов хранятся предметы не раньше XVIII века, когда в китайском фарфоре начался упадок. Глазурь становится размытой, а рисунок – нечетким. Но на выставке представлен и такой фарфор – в любом случае он отличается от европейского и русского. Одна из тарелок привлекает внимание синей, кобальтовой росписью – хотя она датируется XIX веком, но восходит к более древней традиции: всплеск кобальтовой росписи пришелся на эпоху Мин – династии, правящей с XIV по XVII век.
В отдельной витрине выставлен японский фарфор, который привлекает своими особенностями. Например, знаменитый фарфор Арита и Имари отличается особой цветовой гаммой – использованием красно-коричневого, оранжевого цветов, синего кобальта и золота. В такой гамме расписаны, например, вазы из собрания симбирянки Екатерины Перси-Френч – последней дворянки из рода Киндяковых. Удивительно, как подошли друг к другу три предмета конца XVII – начала XVIII веков, приобретенные музеем у разных людей – поднос, чайник и сахарница не только расписаны в одной цветовой гамме и похожей манере, но и с одинаковым орнаментом, и вместе смотрятся, как предметы из одного сервиза. Неровные края подноса выдают ручную работу, а рисунок на нем – заказ европейца. Восточная красавица, любующаяся на цветущие деревья, одета в странный наряд. Верх выглядит похожим на кимоно, с широкими свободными рукавами, а низ похож на юбку европейской модницы, с пышной юбкой на кринолине и шлейфом. Рисунки на чайнике и сахарнице более традиционны – это самурай и еще одна восточная дама. И, конечно же, музейщики показывают знаменитый тонкостенный японский фарфор, поражающий тем, что просвечивает на свету.