Из российских регионов одно за другим приходят тревожные сообщения о резком повышении стоимости проезда в общественном транспорте и последовавших за этим массовых акциях протеста горожан. При этом в ряде городов перевозчики новые расценки на свои услуги установили сами, руководствуясь вступившим в силу Федеральным законом №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…». Документ, кроме всего прочего, обязывает местные власти утвердить новые схемы и реестры маршрутов, без которых общественный транспорт не может выходить на линию. Ничего этого властями Ульяновска еще не сделано. Чего ждать пассажирам?
Федеральный закон, устанавливающий на территории всей страны единые требования к организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, был опубликован и вступил в силу 17 июля 2015 года, однако большинство его положений начало действовать 11 января этого года. Срок в 180 дней был дан для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили ФЗ №220. Также за это время должны были быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе реестры маршрутов регулярных перевозок с последующей выдачей карт маршрутов и свидетельств маршрутов. Ульяновскими властями этого не сделано до сих пор, поэтому непонятно, останется ли прежней сложившаяся маршрутная сеть или же горожанам следует ждать новой?

В городском комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта заявляют о готовности опубликовать реестр «в срок до 10 апреля», не объясняя при этом причин трехмесячной задержки. И для перевозчиков, и для пассажиров этот документ имеет не менее принципиальное значение, поскольку все занесенные в него маршруты должны быть разделены на два вида – осуществляющие перевозки по регулируемым тарифам (устанавливаются горадминистрацией, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд с последующей компенсацией выпадающих доходов), либо по нерегулируемым тарифам (стоимость, проезда устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

С17 июля этого года, когда Закон №220-ФЗ заработает в полную силу, в отношении муниципального транспорта – трамваев, троллейбусов и части автобусов – мало что изменится, цену билета в них по-прежнему будут устанавливать местные власти. Зато с маршрутами, которые обслуживают коммерческие перевозчики, – туман. Выбор у чиновников непростой: отпускать для частников тарифы или же оказывать им финансовую поддержку, что в условиях дефицитного бюджета вряд ли возможно.

В профильном комитете демонстрируют спокойствие, заявляя, что «даже если право устанавливать тарифы будет дано коммерческим перевозчикам, это вряд ли приведет к увеличению стоимости проезда».

– В условиях конкуренции они вынуждены даже снижать цены, перевозя днем пассажиров за 12-13 рублей, – приводят пример в ведомстве.

Впрочем, та же конкуренция не помешала перевозчикам Брянска с 1 марта поднять стоимость проезда с 16-18 до 18-22 рублей. Решение об увеличении тарифов приняли сами маршрутчики как раз в связи со вступившим в силу 220-м Федеральным законом. Жители Брянска подписали петицию директору департамента транспорта Брянской области с требованием остановить произвольное ценообразование в сфере общественных перевозок.

В январе 2016 года в Самарское антимонопольное управление поступило несколько обращений от жителей Тольятти с жалобами на резкое повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте – с 20 до 25 рублей и с 20 до 27 рублей – на маршрутах коммерческих перевозчиков.

В Казани одно только намерение транспортников повысить цену билета с 1 апреля с 20 до 26 рублей вывело на улицу сотни горожан – 26 марта участники митинга потребовали от властей остановить бесконтрольный рост тарифов. Аналогичная ситуация складывается и во многих других российских городах.

Большая часть перевозчиков в Ульяновске заявляет о готовности сдерживать тарифы, напоминая о взятом ранее на себя обязательстве не повышать стоимость проезда в 2016 году с нынешних 18 рублей. Однако что будет после официальной публикации реестра маршрутов – уже не знает никто.

Руководство ряда регионов, предвидя неизбежное повышение тарифа, выстраивает с перевозчиками диалог, чтобы выработать подходы к свободному ценообразованию. На этом фоне непонятно желание ульяновских властей максимально затянуть процедуру по исполнению федерального закона и стремление скрыть возникающие с его реализацией проблемы.

Однако так или иначе проблемы общественного транспорта себя обязательно проявят. Уже поднялся в цене бензин, одновременно премьер-министр Дмитрий Медведев инициировал с июля повышение минимального размера оплаты труда. Все это новые затраты для транспортников, слова которых о грядущем пересмотре тарифов звучат все громче.

Остается надеяться на депутатов Городской Думы, ОНФ, прокуратуру – тех, кто призван стоять на страже интересов жителей города, – в их силах сделать так, чтобы сложные решения, стоящие на пути исполнения Федерального закона об организации общественного транспорта, принимались не в тиши чиновничьих кабинетов, а в процессе широкого обсуждения, с учетом общественного мнения.

Алексей КОВАЛЕВ