Большинство поступивших за последние дни в редакцию писем и звонков читателей посвящены проблемам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Из одной очереди – в другую
Наталья Сайгушева, сирота, воспитывалась в детском доме. Когда в 1996 году ей исполнилось 18 лет, администрация Ульяновска в силу требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» обязана была предоставить ей благоустроенное жилое помещение, но не сделала этого.

– Восемь лет я обивала пороги кабинетов чиновников, скиталась по знакомым, не раз приходилось ночевать на вокзале и в подъездах, – вспоминает Наталья.

Лишь в 2006 году Сайгушевой предложили заселиться в комнату общежития по улице Радищева, 174. Девушка настолько устала бомжевать, что с радостью подписала договор социального найма, не обратив внимания, что жилье не соответствует нормам ни по метражу (10 квадратных метров вместе минимально полагающихся 12-ти), ни по степени благоустройства, без кухни и туалета. Чиновники отчитались: сирота жильем обеспечена.

Спустя три года Наталья родила дочь, и жить вдвоем в десятиметровке стало совсем невыносимо. Прокуратура, в которую обратилась женщина, обнаружила в действиях властей нарушения и через суд обязала их обеспечить семью нормальным жильем. Однако выполнять свои обязательства чиновники не торопятся и на сей раз. В письмах из горадминистрации говорится, что как сирота Сайгушева жильем была обеспечена, но теперь она стоит в очереди уже в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – под номером 5127. То есть на переезд Сайгушевы могут рассчитывать разве что лет через сто.

Не иначе как издевательством Наталья считает заявление чиновников о том, что внеочередное обеспечение ее семьи жильем было бы нарушением закона. Получается, один закон нарушать нельзя, а другой – можно?

В этом году семилетняя дочь Натальи, Галя, пойдет в первый класс. Ребенку даже негде будет выполнять домашнее задание – в комнате попросту некуда поставить письменный стол.

«Бизнес – не кошмарить, а народ – можно?»
«Почему в нашем государстве, в том числе и в Ульяновске, законы защищают интересы чиновников, бизнесменов, только не простых людей? – пишет в редакцию жительница дома по улице Карсунской, 3 Маргарита Анохина. – Управление многоквартирным домом теперь тоже бизнес, который, видимо, никто никогда не проверяет. Иначе на каком основании им выдают лицензии? С нас, жильцов, напротив, только увеличивают спрос. Возьмем нашу управляющую компанию (ОАО «ГУК Железнодорожного района»). Мы не видели ни одного договора с ней, никто перед нами ни разу не отчитался о проделанной работе. Руководство УК «прикормило» совет дома и списывает с помощью него наши деньги. Куда и на что – неизвестно. Общие собрания собственников не созываются, а заочное голосование в феврале 2015 года проводилось с нарушениями. Протокол того собрания я смогла получить лишь через девять месяцев через Контакт-центр. Из него видно, что, к примеру, подсчет голосов проводила не счетная комиссия, состоящая из собственников, а управляющая компания. «Голосуют» на таких «собраниях», как известно, не люди, а квадратные метры, поэтому считать можно как угодно. Председатель совета получает зарплату от УК, следовательно, только ей и подотчетен. Поэтому и она за пять лет ни разу перед жильцами не отчиталась. А ведь получает деньги, которые платим мы».

Обо всем этом Анохина писала в Жилищную инспекцию, но, по ее словам, вразумительного ответа так и не получила, управляющую компанию проверять не стали. После читательница обращалась в прокуратуру, но оттуда, по ее словам, письмо переадресовали в Жилинспекцию. Круг замкнулся.

Яма как неизбежность
– Наш дом по улице Карла Либкнехта, 22 – многострадальный, – рассказала Валентина Попова. – Мы мужественно пережили стройку торгового комплекса «Спартак», длившуюся четыре года. А это – шум, гарь, пыль и прочие «прелести». Теперь перед нашими окнами с восточной стороны порядок: выметено, вычищено, вымыто. Правда, жильцов первых этажей лишили солнечного света, жильцов верхних этажей – прекрасного вида на Волгу.

Домом более двух лет управляет ГУК Ленинского района; до нее в течение трех лет, ежегодно сменяя друг друга, работали другие компании. Нельзя сказать, что наша УК ничего не делает, – это было бы несправедливо. Поморили крыс, которые свободно разгуливали по подъездам и придомовой территории, пугая прохожих. Очистили подвалы и чердаки от скопившегося хлама. Но вход в подъезд (говорю о своем втором подъезде) навевает воспоминания о послевоенной разрухе: покосившийся козырек, полуразрушенное крыльцо. В подъезде еще сохранились следы скромного ремонта, который проводился лет 15 назад. Перекошенные почтовые ящики, некоторые – без дверок. Периодически в подъезде появляется специфический запах – понимаем, что потекла канализация. Идет пар из подвала – значит, какие-то неполадки с ГВС. Иногда слышно, что там журчит вода – значит, порыв в трубах ХВС. Такое впечатление, что вода в подвале стоит постоянно, меняется только ее уровень. 12 декабря 2015 года весь рабочий день откачивали воду из подвала, во дворе было ее очень много.

Лифт работает очень странно: открывает двери на несколько секунд. Если в него входит второй человек, двери надо удерживать открытыми насильственно. Наверное, это неправильно.

Еще одна проблема – яма у подъезда. Ей уже не менее пяти лет. Мы звонили, писали; приходили разные представители, а яма – на месте и становится все глубже. Летом после дождя она превращается в огромную лужу, зимой – в мини-каток. Ходить страшно: падали и жильцы нашего дома, и случайные прохожие. Наверное, к ней надо относиться как к неизбежности.

Не пройти ни зимой, ни летом
Возможность добраться до остановки для жителей дома по Московскому шоссе зависит от доброй воли предпринимателей.

«Когда-то в торговом центре, за которым расположен наш дом, находилось несколько крупных магазинов. Подъезжавшие к ним большегрузы все дороги разбили, но большинство магазинов уже не работают. Вокруг -разруха и горы мусора. Рядом – три торговые палатки, но ни до них, ни до остановки ни до них, ни до остановки ни зимой, ни летом нам не добраться: голый лед или сплошная грязь, – пишут жильцы. – Дворников нет, предприниматели-арендаторы заявляют, что не обязаны содержать прилегающую территорию».

В администрации Засвияжского района, куда неоднократно обращались читатели, никаких мер, по их словам, не предпринимают.

«Нашей дорогой ежедневно проходят сотни приезжающих в город, – говорится в письме. – На въезде в расположенный рядом автовокзал красуется надпись огромными бук вами: «Ульяновск – культурная столица». А вот она, «культурная столица» – разруха и грязь».

Николай ГЕНИН