В годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах была образована Школа юнг, где подростков обучали морскому делу и готовили для службы на флоте. Среди 4111 специалистов, подготовленных в этой Школе, более сотни были из Ульяновской области. До недавнего времени ни об одном из этих выпускников-юнг, наших земляков, не удавалось найти никаких сведений. Пока случайно не был обнаружен архив одного из них.
Время пришло
У Валентина Пикуля в повести «Реквием каравану PQ-17» есть такие слова: «война – время большого доверия к юности». Пикуль сам в 15 лет стал рулевым на эскадренном миноносце и в Великую Отечественную служил на Северном флоте. А готовили его к службе в той самой Соловецкой школе юнг. Вместе с ним осваивали флотские специальности сотни других мальчишек со всей страны, в том числе ульяновцы. Их юности, их горячему стремлению защищать свою Родину, мстить за своих погибших отцов и старших братьев доверились без ссылки на их возраст. У каждого из этих мальчиков своя трагическая судьба. Многие осиротели в войну, потеряли родных и рвались в бой. В пехоту не брали – слишком малы, прибавить себе возраст удавалось не каждому. А юнга – вроде сына полка, только на корабле. По сути это ученик матроса. Служили юнги и на надводных кораблях, и на подлодках.
К дьяволу морскому
Указом Сталина принимать ребят с 14 лет в Школу юнг военкоматы могли только с разрешения их родителей. Да, набирали детей, которым еще до окончания школы учиться бы и учиться. Но куда было деваться?.. Положение на фронтах в первые годы войны было тяжелое, наша армия несла огромные потери. Ситуация на флоте и вовсе была катастрофической. Из-за нехватки кадров многих флотских бросали в пехоту. Корабли остались «голые», особенно подводные лодки и торпедные катера. То есть те корабли, где и мальцы могли бы работать – боцманами, наводчиками. Расчет был такой, что к 18 годам воспитанник Школы получал начальное флотское образование и мог наравне со взрослыми нести самостоятельную вахту на корабле. Готовили ребят, конечно, скоротечно, не дожидаясь их 18-тилетия: за полгода, максимум – за два года. Юноши проходили штурманское дело, кораблевождение, изучали флажной семафор, учились работать на веслах, становились на выходе корабельными электриками, пулеметчиками, мотористами, рулевыми, радистами, боцманами, механиками.
Из Ульяновской области Соловецкую школу юнг в 1942-44 годах закончили более сотни ребят. Как и других добровольцев, их привезли на Соловки, на острова в Белом море. Те самые, где с XV века существуют монашеские поселения. Прибывшие сами себе рыли землянки, где потом и жили. Одновременно учились, мечтая поскорее ступить на палубу корабля и бить врага. Особенно рвались на торпедные катера. Торпедный катер — скоростной, маневренный, с мощным двигателем, который позволяет такому небольшому, по сравнению с крейсерами и эсминцами, кораблю нанести противнику максимальный урон ударами торпед.
И всё же как не сказать, что при всех тяготах того времени юнги, оставаясь детьми, мальчишками, взрослели ежечасно. А готовились к очень серьёзному делу, к тому, что жизнь свою, возможно, придётся отдать за Родину. Но, может, благодаря своей юности они так до конца этого и не понимали, а потому не так боялись… Один из юнг, Саша Ковалев, закрыл своим телом мотор на катере, когда в него попал осколок и начала хлестать вода. Сам едва не погиб. Но иначе не мог. Потому и бились до последнего патрона. Заканчивались патроны — шли на таран. «Сбили с ног — сражайся на коленях, встать не можешь — лёжа наступай!» Десантный лозунг в полной мере подходил и этим ребятам, 14-17 лет. Такого не было ни в одной армии мира.
Среди этих героев – а каждого из этих юнг можно назвать героем – были и наши земляки. Об этом факте не больно-то вспоминали. Да, в речном порту Ульяновска есть памятник юнгам Северного флота, но многие ли о нем знают? Разве что моряки. До недавнего времени ни об одном из наших земляков, выпускников Соловецкой школы юнг, не было известно ровным счетом ничего. Осталась бы эта страница нашей истории давно пролистанной, если бы не случайная находка.
Первый
У ульяновского писателя-мариниста, ветерана Тихоокеанского флота Валерия Аркадьевича Граждана есть множество произведений, посвященных флотской службе – и автобиографических, и исторических. Не случайно о находке первому сообщили ему.
В прошлом году на севере Ульяновска, возле одного из жилых домов, буквально в мусорном контейнере, были обнаружены три ящика с бумагами. Полистали – а там и документы, и фотографии, и фронтовые письма, стихи… И всё на морскую тематику. Похоже, архив был ветерана флота. Волей случая документы попали в руки морякам ульяновского Союза подводников капитану 2 ранга Емелькину и старшему мичману Мордовкину и тем самым были спасены.
— Мне звонят друзья-подводники и рассказывают: «Нашли три ящика архива юнги Северного флота. Тебе надо?» – вспоминает Валерий Граждан. — У меня аж руки затряслись от волнения. «Конечно, везите!», — говорю. Я не представлял, что это может быть. О юнгах, призванных из Ульяновской области, что-то слышал, но не более того. Привезли мне эти ящики домой, я начал листать документы и опешил. Это был архив Бориса Акимовича Гаврилова, призванного в 1942 году в Школу юнг из Ульяновска.
Там были и стихи, и публикации, грамоты, фотографии – к сожалению, все неподписанные.
— Был бы он жив, он бы рассказал, кто есть кто на этих снимках. Наверняка там есть и сослуживцы ульяновцы, — продолжает Валерий Граждан. – А самое обидное, что ведь я когда-то был знаком с Борисом Гавриловым. Когда в речном порту в Ульяновске открывали памятник юнгам Северного флота, он там присутствовал. Я там тоже был, но Гаврилова никак не отметил. Сколько там моряков было, и о каждом можно роман писать! Кто бы тогда знал, что его архив окажется у меня. И это будут первые сведения о юнгах-ульяновцах, участниках Великой Отечественной войны.
Сейчас с найденными документами работает не только Валерий Граждан, но и сотрудники Ленинского Мемориала. С большим трудом был составлен список фамилий призванных из нашей области в 1942-44 годах юнг. Судьба всех остальных юнг, кроме Гаврилова, остается неизвестной. Мы публикуем ниже список наших земляков, выпускников Соловецкой школы юнг в годы войны, чтобы помочь восстановить память о них. Возможно, среди этих фамилий вы встретите своих родственников или вы были знакомы с этими людьми. Их ждут десятки безымянных фотографий. Пока не поздно, надо попытаться восстановить память о них, об их жизни и подвиге.
Юнги, призванные в Школу юнг в 1942-43 гг., проживавшие в Ульяновске и области по состоянию на 1 мая 1992 года. В годы войны все имели звание юнга.
Призыв 1942 г.
Гаврилов Борис Акимович
Айметов Вальдемар Акимович — на Балтфлоте (далее — БФ) до 1950 г.
Рожнов Иван Степанович — на БФ до 1950 г.
Щербаков Виталий Константинович — на БФ до 1950 г.
Призыв 1943 г.
Руфеев Александр Иванович — на Северном флоте (далее — СФ) до 1950 г.
Сурков Виктор Фёдорович — на Черноморском флоте (далее – ЧФ) до 1950 г.
Филимонов Михаил Алексеевич — на Тихоокеанском флоте (далее – ТОФ) до 1950 г.
Призыв 1944 г.
Анистифоров Алексей Дмитриевич — на СФ до 1947 г.
Ахметьев Геннадий Тихонович — на СФ до 1948 г.
Бабкин Север Николаевич — на СФ до 1950 г.
Бородин Борис Ульянович — на БФ до 1952 г.
Добрынин Владимир Петрович — на СФ до 1951 г.
Ермилов Виктор Дмитриевич — на СФ до 1951 г.
Злыдарев Василий Кузьмич — на БФ до 1951 г.
Кузнецов Александр Максимович — на Амурской флотилии (далее — АФ) до 1952 г.
Кузнецов Виктор Ивановична — на БФ до 1952 г.
Куликов Геннадий Александровична — на БФ до 1952 г.
Леонтьев Георгий Алексеевич – на ТОФ до 1955 г.
Павлов Лев Георгиевич — на БФ до 1952 г.
Семёнов Ефим Иванович — на БФ до 1952 г.
Юнги, проживавшие в Димитровграде. В годы Великой Отечественной войны все имели звание юнга.
Анненков Алексей Петрович — на ЧФ до 1950 г.
Иванов Юрий Павловична — на БФ до 1950 г.
Калинычев Николай Кириллович — на БФ до 1945 г. С флота демобилизован по тяжёлому ранению.
Кахно Владимир Евтихович — на ЧФ до 1949 г.
Рыбакин Евгений Михайлович — на ЧФ до 1948 г.
Зефиров Виктор Константинович — на БФ до 1950 г.
По документам районного военкомата Мелекесса отысканы дополнительно:
Анфимов Борис Васильевич 1926 г.р., рулевой СФ.
Айметов Вольдемар Данилович — нет данных.
Васильев Владимир Иванович 1926 г.р., моторист ЧФ.
Денисов Николай Николаевич 1926 г.р., рулевой СФ.
Ермилов Виктор Дмитриевич 1928 г.р., моторист СФ.
Заикин Валентин Иванович 1926 г.р., моторист СФ.
Зайцев Владимир Николаевич 1925 г.р., артэлектрик БФ.
Зыслин Владимир Иосифович 1926 г.р., радист БФ.
Ключников Борис Лукьянович 1926 г.р., радист ЧФ.
Кашуба Владимир Владимирович 1926 г.р., артэлектрик ЧФ.
Калюжный Владимир Фёдорович 1926 г.р., электрик СФ.
Корягин Владимир Иванович 1926 г.р., (СФ?).
Лысюк Виктор Николаевич 1926 г.р., рулевой БФ.
Лукьянов Эрик Александрович 1927 г.р., рулевой БФ.
Мартынов Владимир Семёнович 1926 г.р., радист БФ.
Михайлов Геннадий Иосифович 1926 г.р., боцман БФ.
Пяткин Геннадий Александрович 1926 г.р., боцман ЧФ.
Павлов Геннадий Александрович 1926 г.р., электрик СФ.
Петров Леонид Григорьевич 1927 г.р., электрик СФ.
Сисикин Алексей Алексеевич 1927 г.р., артэлектрик СФ.
Тихонов Лев Тимофеевич 1925 г.р., артэлектрик БФ.
Ударов Николай Иванович 1927 г.р., артэлектрик ТОФ.
Фёдоров Анатолий Сергеевич 1927 г.р., электрик БФ.
Филатов Вячеслав Александрович 1927 г.р., электрик БФ.
Федотов Виктор Семёнович 1926 г.р., моторист СФ.
Фоменко Анатолий Васильевич 1926 г.р., боцман торпедного катера БФ.
Шишигин Александр Николаевич 1926 г.р., боцман СФ.
Шабанов Ольгерт Родионович 1927 г.р., артэлектрик БФ.
Шаров Василий Емельянович 1926 г.р., электрик БФ.
Эпикуров Юрий Александрович 1926 г.р., рулевой ТОФ.
Эдвабник Владимир Данилович 1926 г.р., Гражданский флот, Заполярье.
Если вам знакомы эти фамилии и вы что-то знаете об этих людях, просьба связаться с редакцией «Молодёжки» (тел. (8422) 46-26-99). Надеемся на ваши отклики.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА