Юрий Кашинский
Приведенные в «СК» на днях данные о доходах жителей Эстонии, не имеющей никаких природных богатств, многих у нас поставили, вероятно, в тупик: как это может быть?

Заметка называлась «Эстонский казус» и посвящалась способам экономии эстонцами питьевой воды. Если в двух словах, речь шла о том, как не лить воду напрасно. С этой целью давался совет совмещать, в частности, мытье в душе с отправлением малой нужды, что, впрочем, и так, безо всяких мыслей об экономии, давно делают и россияне. По крайней мере, часть россиян, ведь вода-то в обоих случаях уходит в одно и то же место – в канализацию. И касался эстонский совет не столько экономии денег на воде, сколько экономии самой воды, что более чем разумно и рано или поздно будет понято большинством землян.

Однако эта часть заметки была, скорее, развлекательной, во второй же части приводились сравнительные данные доходов эстонцев и граждан России, из которых следовало, что у нас люди получают примерно в десять раз меньше, чем в Эстонии. Вот к этому-то и относится вопрос: как это может быть? Когда лет восемь-девять назад стало известно, что общественный транспорт (трамвай) в эстонской столице, городе Таллине, для всех бесплатный, меня лично мучил тот же вопрос. Электроэнергия, на которой работает трамвай, производится на российском газе, закупаемом у нас по европейским ценам, и проезд все равно бесплатный – это же экономический абсурд! Но оказалось, что именно это и есть грамотно выстроенная экономика.

Когда-то о таллинском трамвае «СК» уже писал. Они все подсчитали и свели, что называется, дебет с кредитом. Получилось, что на бесплатном трамвае таллинцы ездят чаще, чем если бы проезд на нем был платным. Но едут они не просто так, а, скажем, в центр города, где ходят по магазинам, заходят пообедать в ресторан или кафе, посещают кинотеатры или концерты. Во всех этих местах они оставляют деньги, с которых магазины, рестораны, кафе, кинотеатры и концертные залы платят налоги в городской бюджет. Это дополнительный доход казны Таллина. С другой стороны, сделав проезд бесплатным, власти эстонской столицы снизили свои расходы, поскольку отсутствуют кондукторы, не нужно вести бухгалтерский учет и администрировать льготы разным категориям граждан. В итоге вышли в плюс. И удивляет в этой ситуации финансовая прозрачность всей цепочки – никто (те же магазины) не пытаются скрыть от налогообложения свои дополнительные доходы.

А еще таллинцы подтвердили давно известную истину: не отбирать у людей (потребителей) деньги выгоднее, чем отбирать. Деньги эти люди направляют в хозяйственный оборот, в экономику, и они генерируют новые деньги, благодаря чему и живут, собственно, и экономика, и государство как таковое. Бывшая нищая окраина Российской империи, вырвавшись из наших объятий, быстро это поняла и встала на рельсы здравого смысла. И там, конечно, не кажется, как нам, дикостью решение соседней с ними Финляндии ежемесячно выдавать фиксированную сумму, эквивалентную 70 тысячам наших рублей, всем без исключения гражданам страны.

У нас же хозяйствование поставлено с ног на голову и демонстрирует в лучшем случае средневековую, то есть воровскую, экономическую модель. Неработающим пенсионерам сократили индексацию пенсий, работающим вообще в ней отказали. При этом аппетиты монополий и ЖКХ оставлены столь же алчными, как и до этого. В результате сократилось потребление, сократился приток денег в экономику, сама экономика скукожилась и продолжает скукоживаться. В ответ власти ищут, где бы еще общипать население, вслед за этим денежные потоки еще больше пересыхают, а экономика из-за недостатка кровообращения впадает в анемию. И боюсь, что все это – следствие не столько злого умысла, сколько поголовного невежества властей в целом и их экономического сегмента в частности.

Да и о чем говорить, если в Ульяновске, к примеру, уже четыре года не могут навести порядок с пресловутыми ОДН, не понимают, что это такое и сколько стоит. Это же позор! Позором власти являются и платежи ульяновцев за тепло, которое не может у нас стоить столько же, сколько стоит произведенное на нашем топливе, оплаченном по мировым ценам, тепло в Эстонии. Оно столько и не стоит, а итоговые суммы в наших квитанциях получаются за счет многократной оплаты потребителями одного и того же. Сначала за счет оплаты тепловой энергии в составе тарифа на электроэнергию, при производстве которой тепло и образуется. Потом – за счет оплаты самого тепла, когда теплоноситель несколько раз прогоняется через счетчик и каждый раз учитывается как вновь пришедший, о чем «Курьер» в свое время много писал. И либо ответственные лица в области не видят мошенничества, которое видят рядовые потребители, либо сами в этом мошенничестве участвуют и потому о нем молчат, либо они просто не в зуб ногой.

Если верно последнее, то это, кстати, не только в экономике. Они не разбираются даже в элементарных, на уровне школы, вопросах. Скажем, астрономических, что и продемонстрировали недавно очередным переводом часовых стрелок. Переведя их, они так и не поняли, что и ради чего сделали, и на устроенном в ночь перевода под часами у Дома Гончарова в Ульяновске шоу мудрили кто во что горазд. Один сказал, что он «жаворонок» и ему теперь будет легче вставать, хотя «жаворонкам»-то как раз стало тяжелее. Другой считает, что «будем раньше вставать и раньше ложиться» и «это же лучше». На деле все сделано для того, чтобы спать ложились позже, а не раньше. Третий полагает, что перешли в «свой природный пояс», и это полезнее для здоровья, но перешли, напротив, из своего часового пояса в чужой, в уральский. И так далее. Вот и во всем у нас так, а в Эстонии – иначе.