Обвал грунта на грузовой «восьмерке» в этом году оказался куда серьезнее и обернулся настоящим оползнем. В Ульяновской области объявлена чрезвычайная ситуация.

55

В прошлом году 27 апреля на этом же месте образовались трещины и проседание в дорожном полотне. Тогда, напомним, для устранения аварии МБУ «Дорремстрой» использовал 20 тонн щебня и более 25 тонн асфальтобетона. Установили новый борткамень, положили асфальт и вновь пустили движение. Однако в этом году ровно на том же месте 5 апреля вновь образовались трещины. Затем МЧС сообщило, что произошел обвал дорожного полотна длиной 100 метров и шириной 0,5 метра. Бригада «Дорремстроя» даже начала производить снятие старого слоя дорожного покрытия и выравнивание поверхности, чтобы уложить новый асфальт.

Губернатор Сергей МОРОЗОВ выезжал на место поздно вечером 5 апреля, осмотрел место обвала дорожного полотна и дал поручение создать экспертную группу по ликвидации последствий.

После проведения заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям тем же вечером 5 апреля Глава города Сергей ПАНЧИН подписал постановление о введении в Ульяновске режима чрезвычайной ситуации в границах Железнодорожного района. Ночью движение грунта продолжилось, обернувшись настоящим оползнем. Благо, все городские службы были на месте, вели круглосуточное наблюдение и контролировали ситуацию. Силами МУП «УльГЭС» были демонтированы провода на опорах освещения вблизи дороги, так как столбы просто начали падать и сползать вниз вместе с дорогой. Спасатели и сотрудники полиции обежали все близлежащие жилые дома и проинструктировали жителей, как им вести себя в экстренном случае.

– Для возможной эвакуации граждан подготовлены помещения в гостиницах «Волга» и «Октябрьская», – сообщил начальник Управления гражданской защиты населения администрации города Сергей ЦЫВОЧКА, который дежурил всю ночь на месте ЧС.

Днем 6 апреля на Спуск Минаева вновь прибыл Губернатор. После осмотра последствий оползня Сергей МОРОЗОВ принял решение объявить в Ульяновской области чрезвычайную ситуацию.

– Сейчас наша задача – выработать меры по минимизации последствий оползня. Сегодня нам нужно просчитать все варианты, прописать все действия, которые мы должны будем предпринять для полной стабилизации ситуации. Также ведется работа по изысканию необходимых объемов финансирования для проведения аварийно-восстановительных мероприятий, – сказал Глава региона на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.

77

По распоряжению Губернатора в Ульяновске сформирована комиссия по предотвращению последствий оползня, которую возглавил Глава города Сергей ПАНЧИН. В состав комиссии вошли специалисты МБУ «Управление инженерной защиты», ОАО «РЖД», МЧС, УВД и экологи.

– 6 апреля была выполнена работа по отводу нескольких ручьев, обнаруженных на склоне, штольня «Город-порт-мост» находится в рабочем состоянии,- проинформировал директор Управления инженерной защиты Александр ЧЕМИДРОНОВ.

Кроме того, была сформирована экспертная группа из специалистов высокого уровня, которые приступили к изучению Волжского косогора и оползневых процессов. Из Москвы прилетел ведущий российский эксперт по оползням, главный инженер Московского ООО «Проектно-изыскательский институт «Гипрокоммунстрой» Владимир КУКУШКИН. Своих специалистов предоставило и ОАО «РЖД». Также в экспертную группу вошел генеральный директор ЗАО «Ульяновск ТИСИЗ» Сергей ТРИБУНСКИЙ, с которым нам удалось поговорить на месте обвала.

– Причина оползня заключается в перенасыщении склона влагой, это могут быть талые и грунтовые воды. Эта зима у нас была достаточно теплая, причем наблюдались постоянные перепады температур, вплоть до плюсовых значений. Конечно, все это сказалось на поведении грунта Волжского косогора. Однако предсказать наступление и силу оползня, я считаю, было невозможно – это природное явление, непредсказуемое, – прокомментировал Сергей ТРИБУНСКИЙ.

66

Он также напомнил, что подобный сильный оползень уже случался в Ульяновске ровно на этом же месте в 1959 году. История Волжского косогора показывает: грузовая «восьмерка» является своеобразной границей его «материковой» части, гребня, и языка оползня, захватившего площадь в 8,8 га. Нынешний обвал произошел в границах оползня 1959 года и пока не пересек их – не коснулся находящихся в этом районе трех опор ЛЭП на 110 кВ, за которыми ведется круглосуточное наблюдение. Радует, что вода отсутствует в лотках теплокамеры на ул. Кирова.

В администрации города Ульяновска был разработан план первоочередных мер по восстановлению дорожного полотна и ликвидации последствий оползня. На месте работали техника и оперативная бригада, куда вошли специалисты всех экстренных служб и Куйбышевской железной дороги, различных профильных структурных подразделений администрации города.

– Они выполняют все необходимые работы для остановки оползневого процесса: запущена работа станции откачки грунтовых вод, под железнодорожным полотном прокладывается 350-миллиметровая труба, которая будет пропускать выходящую в овраг воду. Железобетонными шпалами укрываются от наползающих масс земли расположенные вдоль полотна лотки. Наползающие массы земли и ила планируется вывозить самосвалами, – сказал заместитель главного инженера Куйбышевской железной дороги Андрей ЗДЕБСКИЙ, имеющий опыт устранений последствий оползня на Кавказе.

Как сообщил Сергей ПАНЧИН, специалисты держат ситуацию на контроле, разработаны план и все необходимые регламенты действий на случай различных вариантов развития ситуации: проведена работа с населением, определены места для возможного расселения людей, до восстановления безопасного проезда по грузовой «восьмерке» общественный транспорт следует через легковую «восьмерку» Спуска Степана Разина, работа светофоров на улицах Минаева, Железной Дивизии и Гончарова скорректирована во избежание дорожных заторов.

99

– Сегодня мы наблюдаем затухание оползня, но в настоящий момент невозможно со 100-процентной точностью прогнозировать развитие ситуации. Ведь основные геологические процессы происходят на глубинах от 10 метров, и экспертная группа должна рассмотреть все вопросы сложившейся ситуации, выработать четкие проектные решения, а мы – обеспечить их качественное исполнение, – отметил Глава Ульяновска.

На данный момент оценивается размер ущерба, уже нанесенного городскому хозяйству, а также объемы финансирования, необходимые для проведения аварийно-восстановительных работ. По предварительной оценке экспертов, только восстановление аварийного участка грузовой «восьмерки» обойдется в сумму около 3 млрд. рублей.

Илья Антонов

P.S. В день сдачи номера в типографию, 8 апреля, пришла информация о том, что от насыпи железной дороги вывезено 80 самосвалов оползневой массы, и продолжается устройство траншей для отвода находящейся в склоне воды. На комиссии по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации разработан план действий всех дорожно-коммунальных и экстренных служб на случай сильного и длительного дождя, прежде всего, включающий блокировку движения поверхностных вод в районах улиц Кирова и Свободы. Кроме того, решено усилить охрану территории оползня, привлечь к этому добровольных народных дружинников. Напоминаем, что нахождение в зоне стихийного бедствия крайне нежелательно.