День 22 апреля в истории нашей страны несколько десятилетий был датой поважнее Нового года или 8 Марта. Но мало кто, кроме историков, знал, что 22 апреля родился еще один наш земляк, активно участвовавший в политических событиях столетней давности. Правда, стоит уточнить: Владимир Ульянов родился все-таки 10 апреля по старому стилю, и 22 апреля – по новому. А Александр Керенский – 22 апреля по старому стилю, то есть по новому – 4 мая. Жил он в том здании, где учился гимназист Володя Ульянов и где отец будущего премьер-министра поставил ему «четверку» по логике. И родились они не в один год: Керенский на 11 лет моложе Ульянова.

Фамилии – рядом
Заведующая музеем «Симбирская классическая гимназия» Ирина Макеева показала нам, где жила семья директора гимназии Федора Михайловича Керенского: его квартира занимала все правое крыло вместе со столовой, в которой обедают современные ученики начальной школы гимназии №1. Окна детской выходили на улицу Спасскую. Нет документов, свидетельствующих о том, что 22 апреля 1881 года Александр Федорович родился именно здесь, и музейщики полагают, что вряд ли его мать Надежда Александровна рожала прямо в гимназии: все-таки конец апреля – время учебного процесса. Вероятно, она уезжала на несколько дней к родственникам. Но вплоть до 1884 года семья жила в здании гимназии, и он успел побегать по коридорам гимназии, в которой учился Ленин. В 1884 году Керенские перебрались в собственный дом на Малой Казанской – он не сохранился, на его месте теперь стоит Дом советов. Крестили Александра в несохранившейся Тихвинской церкви, что была на спуске Степана Разина.

Так что, если и вешать мемориальную доску в память о Керенском, то на здании гимназии №1, рядом с памятной табличкой о Ленине. Тем более что судьбы их удивительным образом переплелись, рассказал «Симбирскому курьеру» ученый секретарь Музея-мемориала Ленина Валерий Перфилов. Очень схожи и судьбы их семей. Предки Ульяновых – крепостные крестьяне, и предки матери Керенского – Надежды Александровны Адлер – тоже. Илья Ульянов и Федор Керенский получили от царской власти все, что могли – дворянство, чины, статус. Оба окончили Казанский университет и стали кандидатами наук, филологических (Керенский) и физико-математических (Ульянов). Их фамилии стоят рядом во многих документах, сохранившихся в Музее-мемориале Ленина, встречаются на страницах одних и тех же газет. Оба считали, что их призвание – отдать долг народу. А вот их сыновья, блестяще окончившие гимназию – оба с золотыми медалями – и даже учившиеся в одном университете, Императорском Санкт-Петербургском, стали революционерами.

Отец свободы
– В некоторых публикациях пишут, что Керенскому предрекали будущее священника, сам он мечтал о карьере артиста, а стал юристом, – рассказал Перфилов. – В его жизни многое похоже на события из судьбы Владимира Ульянова. Ульянов в возрасте 25 лет создал Союз борьбы за освобождение рабочего класса, за что его арестовали и отправили в ссылку в Кокушкино. Керенского за активную деятельность арестовали в 24 года, сослали в Ташкент. Но, в отличие от Ленина, который после казни его старшего брата Александра сказал: «Мы пойдем другим путем», Керенский мечтал стать террористом и даже купил револьвер. Он хотел вступить в одну из террористических организаций, которую возглавлял Евно Азеф, но его не приняли, и он не стал боевиком.

– Тогда Керенский полностью посвятил себя политической деятельности, – говорит Перфилов. – Он стал очень популярным адвокатом, так как принимал участие во всех крупных процессах, начиная с оказания помощи рабочим после расстрела на Дворцовой площади в 1905 году. Среди других дел – защита большевиков-депутатов, сосланных в Сибирь, дело Бейлиса, который якобы принес в жертву христианского ребенка. Вершиной его юридической карьеры был Ленский расстрел 1913 года, когда Керенский показал себя во всей красе благодаря тому, что узнавал о новостях раньше правительства. В 1912 году он уже стал депутатом IV Государственной Думы и одним из записных ораторов. Себя он причислял к партии трудовиков – эсеров. Произносил очень сильные речи, которые вызывали общероссийский интерес. Керенский официально и открыто заявил, что причисляет себя к партиям, которые хотят убить Николая II, то есть к партиям тираноубийц. Для того времени это был смелый шаг. Поэтому ко времени формирования революционных настроений он стал довольно популярным политиком. Определенную роль сыграло и то, что он возглавил российскую масонскую ложу. В итоге человек родом из Симбирска волей судьбы и своей активности прошел путь до премьер-министра. Деятельность его была исключительно популярна. Как мне представляется, это был первый пример культа политической личности в нашей стране. Его фактически боготворили – чеканили медали с его профилем, в газетах мелькали заголовки с эпитетами «великий», «мудрый», «вождь свободы», «отец свободы», писали, что Россия никогда его не забудет. Это длилось недолго: ситуация стала меняться, когда Ленин приехал из Швейцарии и призвал к новой революции.

Кругом виноват
– Вся политическая элита пришла на вокзал встречать Ленина, но только не Керенский, -отмечает Валерий Перфилов. – Эти два человека по-разному смотрели на будущее России, хотя, как говорил Керенский, они оба ненавидели режим, который сам подталкивал их к действиям. Позднее он написал: «По иронии судьбы три человека, жизнь которых тесно сплелась в критические годы России – всеми ненавидимый последний министр внутренних дел Протопопов, Владимир Ленин и я, – были уроженцами Симбирска». Остались воспоминания о том, что, когда речь шла о штурме Зимнего, Керенскому предлагали встретиться с земляком. Но Керенский понимал, что у них слишком разные политические убеждения. Любопытно, что Керенский не воспользовался возможностью найти, изолировать или расстрелять Ленина, когда тот вынужден был уйти в подполье. А в 1918 году, когда после Октябрьской революции ушел в подполье Керенский, такой же возможностью не воспользовался Ленин.

– Как известно, Керенский бежал из Зимнего. Позднее его образ окарикатурили, представив, будто он переоделся в женское платье. Это неправда, – рассказал Перфилов. – Он просто уехал в машине американского посольства. А переодевался он позднее, когда бежал из-под Питера – надел форму матроса. В эмиграцию он отправился через Мурманск. В США он прожил долгую жизнь. Сначала очень отрицательно относился к СССР, в годы Великой Отечественной войны сочувствовал родине и даже вел переговоры о том, чтобы вернуться в Россию, но не получилось. В 1970 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Ленина, телеканал «Би-би-си» пригласил его в Лондон прокомментировать это событие, и Керенский поехал – на 90-м году жизни. Вскоре после этого он упал, сломал ногу, а затем умер.

– В том, что произошло с Россией, все считали его виновным – и правые, и левые. Но у него не хватило сил, воли и харизмы, чтобы справиться с политическими процессами. Сейчас Керенского даже сравнивают с Горбачевым, который тоже не удержал страну и привел к ее развалу. Только итог у этих развалов разный: Ленин после Керенского страну собрал, а после Горбачева такая фигура до сих пор не нашлась. Сейчас, когда становятся доступными многие материалы, публикуются воспоминания, мы можем по-новому, с разных сторон посмотреть на эту фигуру и дать ей более объективную оценку. Она ведь определяется тем, какой отпечаток наложила личность на историю страны, а Керенского из истории России точно не выбросить. Не зря в конце жизни он писал: «Никого не осталось: ни Сталина, ни Ленина, ни Деникина. Вот и я ухожу, и уходит многое, что известно только мне».

Анна Школьная