Степан Горин
В среду в корпусе инфака УлГПУ сработала пожарная сигнализация – всех в спешке эвакуировали, вызвали пожарных. То ли тревога была ложная, то ли чердак задымился – не так уж и важно. Интересно другое: подъехавшие машины спасателей не смогли бы при необходимости быстро подъехать к центральному входу из-за того, что на эспланаде устроили парковку.

На одном из фото, опубликованных очевидцами, видно, как пять припаркованных автомобилей блокируют проезд по эспланаде для пожарных машин. Чтобы подъехать к центральному входу, пришлось бы делать серьезный крюк – либо через пешеходную зону на Новом венце, либо через улицу Спасскую вокруг сквера Карамзина.

Раньше машины там не парковали, но теперь стоянки возле ЗАГСа на улице Гимова не хватает – и машины растянулись едва ли не до самого пешеходного бульвара. Хуже, что некоторые умудряются там даже гонять – хотя люди-то привыкли по пешеходной зоне гулять и не ждут, что по этой дороге помчится автомобиль.

В УлГПУ в тот раз все обошлось – студентов оперативно эвакуировали, пожарные тоже приехали быстро. Тренировка. И хорошо, что она выявила проблему. Однако проблема характерна для многих многоквартирных домов в Ульяновске, где машины припаркованы прямо у подъездов, на тротуарах, посреди внутридворовых дорог – так, что, легковушка протиснуться еще сможет, а вот автолестница, например, уже нет.

Пресс-служба МЧС сообщает, что в последнее время для города эта проблема стала насущной.

– Также при тушении пожарные часто сталкиваются с проблемой, когда невозможно взять воды из пожарного гидранта, поскольку он заставлен автомобилями, – сообщили в ведомстве. – Бывают случаи, когда лестничная клетка задымлена и необходимо спасать людей, которые просят о помощи, например, с балконов. Эту помощь им нужно оказать быстро. А в обстановке загруженности дворов автомобилями сделать это практически невозможно. Автолестница сама по себе очень габаритная. Здесь нужна определенная площадь, которой зачастую во дворах просто нет, ее занимают машины.

Отмечают в МЧС, что проблема актуальна и для административных зданий. Законодательство, к сожалению, в этой области до сих пор недоработано: да, за несанкционированное перекрытие дорог, препятствующих свободному проезду пожарных автомобилей, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в 1500-2000 рублей, на должностное лицо – в 7000-10000 рублей, на юридическое лицо – в 120000-150000 рублей. А вот самостоятельно убирать, отодвигать машины пожарные до сих пор не имеют права.

Причем вопрос неоднократно рассматривался на разных уровнях власти. Так, летом в Госдуму даже вносили законопроект, согласно которому сотрудникам МЧС предлагалось разрешить самостоятельно перемещать мешающие машины. Однако дальше дело не пошло.

Это тем более удивительно, что проблема характерна не только для Ульяновска – например, в конце марта в Санкт-Петербурге в пожаре погиб человек, еще один пострадал, выпрыгнув из окна. Очевидцы сообщили: спасатели долго не могли подъехать к дому из-за припаркованных машин. Были такие случаи и в нашем городе – например, в конце 2014 года «СК» писал о таком пожаре на улице Карбышева, где спасателям, которые могли развернуть автолестницу, пришлось для спасения человека бежать на пятый этаж по задымленному подъезду. Той же осенью 2014 года, кстати, был другой прецедент: Железнодорожный суд Ульяновска обязал жителей дома №112 по улице Локомотивной открыть проезд к дому – его закрыли искусственным барьером, как делается во дворах многих домов.