Дороги Якутска, Ульяновска и Петропавловск-Камчатского оказались самыми худшими среди 130 российских городов, проверенных в прошлом году активистами ОНФ. Размеры выбоин на трассах этих городов значительно превышают допустимые нормы.

Итоговый рейтинг городов с точки зрения качества дорожной сети был представлен на заседании Центрального штаба Общероссийского народного фронта во вторник. Учитывались состояние гарантийных дорог, обустройство пешеходных переходов вблизи объектов социальной инфраструктуры, наличие и обустройство парковок и пандусов около медицинских учреждений, а также текущее состояние городских улиц на предмет отклонения от требований ГОСТа. С помощью простых приспособлений – дорожной рейки, рулетки и калабашки (куска доски, выпиленной по ГОСТу допустимых габаритов дорожных ям), с июля по декабрь 2015 года участники инспекции оценивали состояние городских дорог, в том числе более 900 гарантийных участков. В Ульяновске активисты ОНФ побывали в октябре.

Методика учитывает не только физическое состояние дорог на момент проверки, но и те усилия, которые местные власти предпринимают по установлению гарантийных сроков ремонта и привлечению подрядчиков к оперативному исправлению обнаруженных недостатков. Тут ульяновским чиновникам точно похвастаться нечем.

«Особенно «фронтовикам» во время инспекции запомнилась столица Ульяновской области», – говорится в пресс-релизе ОНФ.

– Обычно в ходе движения по городам мы ищем яму, в которую можно было бы измерить калабашкой, а в Ульяновске наоборот, мы искали улицу, где нельзя было бы ее применить. Впоследствии областная прокуратура Ульяновской области после комплексной проверки подтвердила нашу информацию о том, что состояние автодорог там не соответствует требованиям стандартов», – рассказал руководитель инспекции, депутат Госдумы Александр Васильев.

Тройку городов с самыми хорошими дорогами составили Тюмень, Саранск и Абакан.

Причина ужасного состояния дорог в Ульяновске – не только в отсутствии необходимого количества средств, выделяемых на эти цели. Активисты ОНФ подсчитали, что отремонтированная в прошлом году проезжая часть по улице Рябикова в Ульяновске – одна из самых дешевых дорог в Поволжье (632 рублей квадратный метр). Ее нынешнее состояние оставляет желать лучшего. Не намного дороже дороги в соседнем Саранске (в среднем – 792 рублей за «квадрат»), но по качеству – на несколько порядков выше.

По результатам исследования качества дорожной сети в российских городах в Комитете по транспорту Госдумы был проведен координационный совет с привлечением ведущих дорожных экспертов страны, представителей Минтранса, Росавтодора и ГАИ, общественных деятелей, где активисты ОНФ рассказали о выводах, сделанных в ходе инспекции. В частности, Александр Васильев подчеркнул, что неоднородность ситуации с дорогами в стране говорит о недостаточном регулирующем воздействии современных нормативов.

– Напрямую это связано с устаревшей нормативной базой и нежеланием ответственных структур изменить ее с учетом современной действительности – переписывают только заголовки технических норм и правил, не меняя их сути. Применение старых норм приводит к необоснованным расходам бюджетов. Очевидно, что актуализация требований к строительству дорог, подготовительным и проектным работам, а также принятие законопроекта о гарантиях позволит сэкономить значительные бюджетные средства и продлить срок службы дорожной сети», – считает он.

Депутат предложил, в частности, снизить расчетную нагрузку при проектировани искусственных дорожных сооружении (сегодня она составляет 110 тонн) и сузить ширину полосы на автодорогах с нынешних 3,75 до 3,5 метра.

Напомним, согласно ГОСТ Р 50597-93, действующему с октября 1993 года, на отечественных дорогах допустимо наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине – 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Кроме того, согласно правилам, крышка люка может иметь отклонение относительно дорожного покрытия на 2 см, решетка дождеприемника – на 3 см, а головки трамвайных и железнодорожных путей – не более чем на 2 см.

По итогам инспекции фронта в Генпрокуратуру, региональные прокуратуры, местные органы власти, руководству регионов, МВД, ГИБДД и в другие ведомства было отправлено более 170 запросов по фактам выявленных нарушений. Впрочем, судя по нынешнему состоянию дорог в Ульяновске, толку от всего этого – ноль.

Дмитрий Минаев