Разоблачения международного журналистского консорциума вскрыли схемы увода денег в оффшоры и взорвали в начале апреля мировой истеблишмент. Есть первые жертвы.
Всего через несколько дней после публикации результатов расследования подал в отставку премьер-министр Исландии Сигмюндюр Давид Гюннлейгссон, уличенный в сокрытии доходов от совместного с женой бизнеса. Выведены деньги были в зарегистрированный в Панаме (Центральная Америка) оффшор, то есть в засекреченную фирму, средства в которой не облагаются налогами. Кроме того, речь тут может идти и об отмывании денег. Данные по этой фирме с названием Mossack Fonseca и послужили основой расследования, коснувшегося сотен фигурантов – от бывших и действующих глав государств, их друзей и близких и до звезд спорта и шоу-бизнеса.
Из известных личностей в списке – король Саудовской Аравии Салман, уже упомянутый премьер Исландии, покойный отец премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона Йен Кэмерон, президент Украины Петр Порошенко, президент Аргентины Маурисио Макри, футболист «Барселоны» Лионель Месси, российские олигархи братья Ротенберги, российский музыкант, виолончелист, некто Сергей Ролдугин, которого называют другом президента, жена президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова Татьяна Навка, родственники главы Китая Си Цзинпиня и так далее. Список, судя по аннотациям, еще далеко не полный, и в конце апреля – начале мая ожидается новая публикация.
Проводила расследование группа более чем из 400 журналистов со всего мира и еще разные организации по выявлению коррупции. От России, в частности, – Центр по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP). Как вся эта схема работает, наши СМИ показали на примере виолончелиста Ролдугина. Способов вывода денег много, и изобразить их можно разве что условно. Скажем, оффшорная компания Сергея Ролдугина должна была купить у другой оффшорной компании акции «Роснефти», но та, другая, эту сделку срывает, и компания Ролдугина получает за этот срыв компенсацию около миллиона долларов. В базе панамской Mossack Fonseca есть оба договора – и о покупке акций «Роснефти», и об аннулировании сделки. Это пример денег из воздуха, поскольку, как считают расследователи, покупка акций и не предполагалась, а задумано все было ради как бы легальной выплаты компенсации.
Еще один способ перекачки финансовых средств заключается в «пожертвованиях» нужным людям. Так, в мае 2007 года, говорится в материалах расследования, оффшор все того же Сергея Ролдугина получил в долг от другого оффшора , связанного с хозяином «Северстали» Алексеем Мордашовым (не без помощи которой, кстати говоря, угроблен наш УАЗ), 6 млн долларов. Под два процента годовых. Но уже через пару месяцев заимодавец получает от должника один доллар и прощает ему за эту сумму долг. По нынешнему курсу 6 млн долларов – это порядка 400 млн рублей, что для оффшорных масштабов, в общем-то, копейки. Структуры Алексея Мордашова перегоняли и суммы покрупнее, заключая, в частности, с близкими к Ролдугину фирмами договоры на оказание консультационных услуг. Один такой договор был заключен в 2010 году – на 30 млн долларов.
Но и это, как выясняется, «мелочи». Куда более крупные подарки оффшорам Сергея Ролдугина делали другие олигархи. Здесь и Ротенберги, и Сулейман Керимов. Последний, путем ряда хитроумных сделок, предоставил фирме музыканта право истребования со структур, названия которых есть в материалах расследования, двух траншей на 4 млрд рублей и 200 млн долларов и… всего за два доллара. Журналисты насчитывают, как минимум, два миллиарда долларов, прошедших через панамские оффшоры Ролдугина.
Генеральная прокуратура России заявила, что проведет проверку российских юридических и физических лиц, упомянутых в публикациях панамского архива. Сам музыкант Ролдугин, кажется, не сильно в курсе того, кто и что гоняет через его фирмы. На просьбу «Новой газеты» прокомментировать вскрытые факты, он сказал: «Ребята, я, честно говоря, сейчас никакие комментарии не могу давать. Я должен посмотреть и понять, что можно говорить, а что – нельзя. Я просто боюсь давать интервью… Я понимаю, что здесь очень важные вещи. Занимаешься бизнесом или не занимаешься? Откуда деньги? Чьи? Это я все знаю. Это деликатные вещи». По отзывам знатоков, Сергей Ролдугин очень хороший виолончелист и дирижер, не интересующийся ни деньгами, ни роскошью. И те, кто его во все это втянул, испортили ему, вероятно, жизнь. По крайней мере, его репутация как музыканта за границей не могла не пострадать, ведь он бывает там с гастролями.
Премьер Исландии, с которого мы начали эту заметку, поначалу отреагировал на информацию панамского архива нервными словами, что ни он, ни его жена, обратившись в оффшор, никаких законов не нарушили, но уже на следующий день объявил, что уходит с поста. Население же несколько дней подряд устраивает в столице страны Рейкьявике демонстрации с требованием ухода в отставку всего правительства. Глава Украины Петр Порошенко сообщил, что это деньги от его бизнеса, который он, став президентом, передал в трастовое управление. Оправдываться за связь с оффшором пришлось и премьеру Великобритании Кэмерону, в адрес которого также раздаются требования об отставке.
Расследование журналистов привело к новой встряске Международную федерацию футбола (ФИФА), недавно избранный президент которой итальянец Джанни Инфантино тоже упоминается в публикациях консорциума, и швейцарская прокуратура уже провела в штаб-квартире ФИФА обыски. Между тем Инфантино – человек, имя которого российские власти посчитали гарантией того, что у нашей страны не отберут право проведения чемпионата мира 2018 года, поскольку Инфантино в хороших отношениях с российским чиновничеством. Теперь ЧМ-2018 снова под большим вопросом. Какие новые цунами вызовет панамский архив, никто пока не знает и не может предугадать, ведь в этом архиве – более 11 миллионов документов, ждущих своего обнародования. Неизвестно, кто и из россиян еще предстанет перед публикой с чемоданами долларов в руках. Имена могут всплыть как самые неожиданные, так и самые ожидаемые.
Василий Мельник