Третий оползневый участок на волжском склоне активизировался в понедельник – на сей раз обвалился участок площадью около 300 квадратных метров в северной части города (разрез Милановского). Тем временем, по словам местных жителей, продолжается движение грунта на грузовой «восьмерке”. В зоне риска находится 16 жилых домов.

Обрыв подбирается к домам
Очередное ЧП произошло на участке склона в районе улицы Любови Шевцовой. Как отметили в администрации Ульяновска, пострадавших и разрушений нет.

– Угрозы для людей, проживающих на улице Любови Шевцовой, на данный момент нет. Расстояние от места обвала до близлежащих домов составляет 60 метров, – отметили в пресс-службе.

Однако обрыв приблизился на считанные метры к гаражам, а в них иногда тоже находятся люди. Чиновники вновь закрывают глаза на проблему, заявляя, что оползни на участке происходят каждый год. По словам директора муниципального учреждения “Управление инженерной защиты” Александра Чемидронова, “каждый раз овраг продвигается на расстояние от одного до пяти метров”. За последние годы оползневые процессы здесь значительно активизировались из-за форсированного строительства и отсутствия каких-либо защитных сооружений, однако подобного тому, что происходит сейчас, не припоминают даже старожилы микрорайона.

В понедельник корреспондент “СК” наблюдал за разрезом Милановского снизу – впечатление пугающее. Весь склон испещрен продольными глубокими расщелинами, по дну которых стремительным потоком течет вода. В местах поперечных разломов видно, как вместе с водой вниз сходят тонны грунта. Звук при этом такой, будто рядом большой водопад.

В горадминистрации заверяют, что за склоном “ведется постоянное наблюдение”. Днем наверху действительно можно было наблюдать, как трое сотрудников мэрии обходили ближайшие к обрыву дома, они же оградили опасный участок сигнальной лентой. Однако как-то повлиять на поведение склона власти, увы, не могут – все пущено на самотек.

Угроза есть, но ее нет
Усиливается градус противостояния бизнеса и властей, с одной стороны, и местных жителей, с другой, вокруг оползня на “грузовой восьмерке”. В администрации города заявляют о его “стабилизации”, однако горожане приводят доказательства того, что земля продолжает уходить. После дождя на минувшей неделе сорвался вниз еще один участок площадью около ста квадратных метров, а от дороги шириной 15 метров в месте оползня осталась полоска в три-четыре метра. Впрочем, все это скрыто от глаз простых людей круглосуточным и нарядами полиции – к месту бедствия не пройти ни под каким предлогом.

Помимо истинных причин оползня (независимые специалисты и часть местных жителей уверены, что ЧП спровоцировала стройка жилого комплекса “Пионер-парк” выше по склону), чиновники упорно скрывают и объем бюджетных затрат на устранение последствий бедствия. А они, судя по всему, немалые, учитывая, что от железнодорожного полотна было вывезено несколько сотен самосвалов грунта, круглосуточно производится откачка грунтовых вод из штолен, а от спуска Степана Разина до переулка Зеленого построена отсечная дренажная сеть глубиной в несколько метров.

Срочные работы свидетельствуют о неисправности дренажной системы склона. “В соответствии с одним из решений Ленинского районного суда от 2014 года «геологическое строение Волжского склона (косогора) на территории Ульяновска состоит из 25-28 геологических горизонтов, – говорится в письме инициативной группы противников строительства “Пионер-парка” в адрес генпрокурора РФ и председателя СК России. – Через каждые пять-семь водоносных и водовмещающих горизонтов расположен один водоупорный горизонт (слой глины или суглинка, который не пропускает воду). Таких водоупорных горизонтов 5-7, один из которых – Аптская плита. Основной причиной образования оползней в Симбирске- Ульяновске в 1902, 1915, 1943,1944, 1945, 1955 годах является подмачивание Аптской плиты, потеря устойчивости пород, слагающих склон, и сползание по ней части территории, площадью до 300х1500 метров. В связи с этим в 1951-1955 годах спроектирована и построена Аптская дренажная штольня, предназначенная для осушения Аптской плиты. Она поддерживает вместе с дренажами на других водоносных горизонтах район легковой и грузовой «восьмерки», железной дороги и речного порта от оползней и при этом практически полностью изношена”. Окончательное разрушение Аптской штольни грозит многомиллиардными убытками и человеческими жертвами, говорится в письме: “Оползень может разрушить все, включая обелиск Славы, две «восьмерки», железную дорогу и речной порт. Увеличение числа строений инженерной защиты невозможно по техническим причинам, ввиду нарушения предельного равновесия склона и увеличения нагрузки на Аптскую штольню”.

В Следственном управлении СКР по Ульяновской области, возбудившем по факту произошедшего уголовное дело (по статье “халатность), тем временем назвали размер нанесенного оползнем ущерба – три миллиарда рублей. Из каких источников он будет покрываться – до сих пор не ясно. Местные власти надеются на помощь из Москвы.

Законодательное Собрание области во вторник направило обращение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой «оказать содействие в выделении Ульяновской области из резервного фонда правительства РФ средств на финансовое обеспечение ликвидации данной чрезвычайной ситуации и её последствий в размере 4,414 миллиарда рублей».

В письме говорится, что оползень «может иметь катастрофические последствия, в том числе человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и значительные материальные потери». При этом на сходах местных жителей и в СМИ местные власти заявляют, что горожанам оползень не угрожает.

Как бы то ни было, ни правительство РФ, ни МЧС, ни ОАО “РЖД” пока никаких денег Ульяновску выделять не собираются.

Молчание железнодорожников по поводу случившегося вообще настораживает. Еще несколько лет назад госкомпания не только постоянно указывала местным властям на необходимость проведения противооползневых работ, но и сама их выполняла, присылала ведущих специалистов. К слову, в 2007 году в “Симбирском курьере” вышла публикация с пророческим заголовком “Можем и сползти”. В ней рассказывалось о приезде приглашенных Ульяновским отделением Куйбышевской железной дороги специалистов Научного центра горного производства (г. Тула). Один из них — кандидат технических наук Владимир Катюхин — является создателем собственного метода предотвращения оползневых катастроф. После обследования волжского склона специалисты констатировали: построенные в советское время защитные сооружения малоэффективны (удерживают не более 10 процентов грунтовых вод), но и они оказались заброшенными.

Наибольшее беспокойство железнодорожников тогда вызывало состояние участка правобережного склона Волги, расположенного ниже улицы Кирова. “Последний раз противооползневые работы на данном косогоре проводились в 1996 году, – писал “СК”. -Тогда 30 процентов расходов взял на себя областной бюджет, но из-за возникших финансовых проблем капитальные работы были приостановлены в 2002 году. Укрепляющий комплекс, поддерживающий склон, так и не был достроен. С 2002 года на волжском косогоре ведется лишь визуальное и геодезическое наблюдение. Весной 2005 года из-за большого количества осадков и повышения уровня грунтовых вод возникла серьезная опасность деформации косогора, что могло привести к разрушению железной и автомобильной дорог. В состоянии неустойчивого равновесия оползневый склон находится и сейчас.

– Ситуация грозит разрушением не только дорог, но и части городской территории с жилыми постройками, — говорит Владимир Катюхин. – По нашим исследованиям, в толще пород существует разлом и в зоне отрыва находится часть улицы Кирова. До жилых домов осталось не больше сотни метров”.

Есть оползень – нет зарплаты
Расширяется площадь оползня и на территории горнолыжного комплекса «Ленинские горки». Участок в несколько сотен квадратных метров ниже здания филармонии сползает на 5-10 метров в сутки, масса сходящего грунта при этом увеличивается. У одной из опор фуникулера образовался поперечный разлом глубиной около десяти метров, поэтому велика вероятность образования еще одной волны оползня.

Поползла земля и на соседней, более пологой, тюбинговой трассе. В месте установки двух мачт освещения образовались глубокие провалы, металлические столбы накренились и грозят в любой момент рухнуть.

Каких-либо противооползневых или аварийных работ на участках не проводится. Не проводились они, по словам специалистов, и во время строительства горнолыжных трасс. Зато активно вырубались деревья, удерживавшие склон. Между тем, как сообщили нам работники комплекса, оползень стал поводом для руководства задержать выплату заработной платы.

Дмитрий Минаев