Практически все ульяновские оползни последних дней, которые упорно пытаются подверстать к трагедии на грузовой «восьмерке» и представить как череду природных явлений, при ближайшем рассмотрении оказываются рукотворными.

Почему все это валят в одну кучу со сходом тысяч тонн грунта на грузовой «восьмерке», понятно: только ленивый да пристрастный не видит связи этого ЧП со строительством 24-этажек «Пионер-парка» наверху над дорогой. И наличие этой связи не в интересах слишком большого круга лиц и структур, почему и хотят смешать все в общей массе «природных стихий». Естественными, или природными, говоря иначе, причинами оползней являются землетрясения, извержения вулканов, сильные осадки, но чтобы такие массы грунта, как на грузовой «восьмерке», сошли по природным причинам, у нас тут должен быть климатический режим Индии, где три-четыре месяца в году льют беспрерывные муссонные дожди. По поводу конкретно этой «стихии» уже много сказано и написано, есть о ней материал и в нынешнем номере «СК».

Но ведь и другие никакие не природные. Не надо бы на природу-то грешить понапрасну, столь милосердной, как наша к нам, еще поискать. Об угрозах склону и зданию областной филармонии «СК» писал еще на этапе вырубки леса под лыжные трассы «Ленинских горок», что было сумасшествием и логично привело к оползням, первый из которых случился уже через год после открытия этого «горнолыжного курорта», а второй, более мощный, сейчас. Поползет и дальше. Нет ничего удивительного и в обрушениях грунта в Винновской роще, которую терзают, как волки тушу заваленного оленя. В роще и масштабное жилищное и хозяйственное строительство, и массовая вырубка деревьев, и «инвесторы», и разные другие хищники. И было бы странно, если бы этот памятник природы не начал падать, в том числе и в Волгу.

А вот в сети снимок оползня еще в одном месте, кажется, в Ундорах. По вершине – длинный зеленый забор, характерная черта присутствия все тех же «инвесторов». Известно, впрочем, что Ундоры тоже рвут на части, и эти объекты за забором стоят буквально в метрах от обрыва. Ну и еще – весь склон завален мусором, который нагружает берег и тоже провоцирует сползание грунта. Могу назвать и другие места, стоящие в очереди на катастрофы. Например, жилой комплекс на улице Любови Шевцовой, у парка Юности, чуть ли не нависающий над косогором, который обваливался и в предыдущие годы, и вряд ли можно сомневаться, что рано или поздно подойдет к этим новым высоткам, возведенным застройщиком, несмотря на протесты жителей микрорайона. Высотки жителям, скорее всего, не жалко, они волнуются за свои дома, которые могут слететь вслед за новостройками.

То есть буквально все катастрофные и предкатастрофные дела на волжском склоне – это следствие раздачи земель «втемную», получения экспертных заключений от фирмешек с уставным капиталом в десять тысяч рублей и подписания на основе этих «экспертиз» разрешений на строительство. К тому же «стихия» «стихии» рознь. Мусор на косогоре в Ундорах – не то же самое, что разрушение важнейшей автотрассы, связывающей правобережье Ульяновска с левобережьем, и угроза сноса стратегической железнодорожной ветки.

Потенциальная угроза оползней в Ульяновске заложена в геологических особенностях земной коры и Куйбышевском водохранилище, ослабившим волжский склон. Однако для реального схода грунтовых масс требуется еще и спусковой «крючок», которым и стали повсеместно масштабные стройки. На грузовой, в частности, «восьмерке» это, я убежден, развернутое строительство «Пионер-парка». О чем дискутировать, если стройка и оползень расположены буквально на одной линии, параллельно улице Кирова, а серьезнейшим сигналом после начала строительства стал обвал почвы, который произошел в этом же месте 27 апреля прошлого года. Все это засыпали тогда тоннами гравия, свалили на грунтовые воды и замяли.

И первое, с чем, возможно, стоит разобраться органам следствия, это с механизмом оборота земельных участков: кто принимал решение о передаче, по чьему указанию, в чьих интересах, имел ли к этому отношение пресловутый СОК, как добывались заключения и разрешения и проч. И надо быть готовыми к тому, что эти взрывы мин замедленного действия в городе продолжатся. «Пионер-парк» же должен быть немедленно ликвидирован, все, включая сваи, оттуда должно быть вывезено, и площадка должна быть приведена в исходное состояние. Возможен и другой вариант развития событий: стройка продолжится, возведение новых этажей высоток будет больше и больше увеличивать давление на склон, все новые массы грунта будут из склона выдавливаться в направлении железной дороги – пока не рухнет все окончательно, вплоть до самого «Пионер-парка», спуска Минаева и улиц Минаева, Каштанкина и Кирова с прилегающими переулками.

Сергей Поленов