Как сообщил новый директор «Авиастара-СП» Андрей Капустин, предприятие решило отказаться от производства своего символа – Ан-124 «Руслан», а также от выпуска Ту-204.

«Руслан» производился на «Авиастаре» совместно с украинским предприятием – ОКБ им. О.К.Антонова. С 1982 года было выпущено 55 самолетов – и на этом все. В середине 2000-х активно заговорили о необходимости возобновить производство, замаячили какие-то перспективы, однако все окончательно рухнуло в 2014 году, когда разразился политический кризис на Украине, уничтоживший отношения «Авиастара» и завода имени Антонова. Уже тогда было ясно, что, скорее всего, на этом история производства легендарного «Руслана» закончилась, однако чиновники заявляли, что строительство самолетов надо завязать исключительно на «Авиастаре», нужно перенести в Россию все разработки, с ним связанные. Однако разработчик – ОКБ Антонова, без него – никак.

Андрей Капустин, наконец, только в апреле 2016 года заявил, что «Авиастар» отказывается от этого проекта. Слишком уж много проблем. Во-первых, вся документация находится на Украине. Во-вторых, на запуск его в производство пришлось бы потратить 60 млрд рублей – это по оценкам 2012 года, то есть сейчас эта сумма значительно увеличилась бы. В-третьих, пакета заказов на «Руслан» нет – да и быть не может. Видимо, символ «Авиастара» окончательно попрощался с заводом.

И если отказ от проекта «Руслана» никого не удивляет, то прерывание проекта Ту-204СМ – новость неприятная. Проект модифицированного среднемагистрального самолета считался наряду с Ил-76МД-90А одним из главных для ульяновского авиастроительства. Еще год назад глава Минтранса Денис Мантуров говорил, что с 2017 года будет производиться до семи самолетов Ту-204 в год – мол, в силу девальвации лайнер приобрел ряд конкурентных преимуществ, есть перспектива заказов… Увы, перспективы не оказалось.

На днях Капустин заявил, что производиться Ту-204 в Ульяновске больше не будет. При этом недавно стало известно, что в 2016 году «Авиастар-СП» передаст управделами президента два Ту-204, а всего будет выпущено четыре самолета. Видимо, это последние самолеты – в серию Ту-204СМ не пойдет.

Впрочем, Капустин и тут лишь подтвердил опасения, которые высказывались еще в феврале. Как сообщали СМИ со ссылкой на вице-президента ОАК по гражданской авиации Владислава Масалова, в условиях ограниченного спроса содержание сборки нишевых продуктов – Ту-214 и Ту-204 – неоправданно. В итоге на авиасалоне Singapore Air Show-2016 Масалов заявил: «Лайнер не до конца собрал все сертификаты, это касается самолета и силовой установки. Возможно, стоит рассмотреть вариант консервации самолета с возможностью возобновления производства».

Хуже, что на Ту-204 нет спроса. Основной интерес авиакомпаний сосредоточен вокруг МС-21, к которому «Авиастар» будет иметь опосредованное отношение – серийное производство лайнера разворачивается в Иркутске, в Ульяновске лишь станут производить некоторые компоненты для него.

Ульяновск же становится авиационным городом одного самолета – Ил-76МД-90А и его вариаций: интерес проявляется к топливозаправщикам, например. Более того, источники, знакомые с ситуацией на заводе, заявляли, что вполне возможно банкротство предприятия.