Андрей Семенов
Отопительный сезон-2015-2016 завершен досрочно. Примерно за две недели до привычной даты его окончания, выпадавшего в прежние годы на начало мая. За столь раннее тепло заплатят те, у кого на домах нет приборов учета потребления тепловой энергии.
Что бы в природе ни случилось, в выгоде остаются исключительно коммерсанты. В феврале общедомовые счетчики ульяновцев крутились как-то очень хитро, и горожане заплатили за отопление по 70-100 рублей за квадратный метр. Возмущенные этой обдираловкой, они бросились звонить на телефоны органов власти, где им сообщили, что большие суммы получились из-за низких температур наружного воздуха, так как январь и февраль были, дескать, очень холодными. В отопительном сезоне-2014-2015 было примерно то же самое, и тогда жителей тоже заверяли, что все это из-за холодной зимы. Они, однако, видели, что зимы никакие не холодные, а, наоборот, теплые. В апреле, когда оползнем разрушило грузовую «восьмерку», власти резко поменяли свои показания, начав твердить, что оползень случился из-за аномально теплой зимы, а не из-за строительства на углу улиц Минаева и Железной дивизии элитных высоток, на которое чиновники дали разрешение.
Тут бы и вернуть ульяновцам переплаченные ими за отопление из-за «холодной зимы» деньги, поскольку власть признала, что зима была аномально теплой, но о перерасчете речи никто не ведет. Зима у нас по разным ведомствам разная. По ведомству директора «Т Плюс Ульяновск» Валентина Трубчанина она была холодной, и горожане заплатили за такую зиму своими кровными. По ведомству же директора КПД-2 Валерия Давидзона, строящего высотки, зима была крайне теплой, и за это ульяновцы заплатили автодорогой, связывавшей Заволжье с правым берегом.
Но с теплом (как, видимо, и с оползнем) рассчитались еще не все. Очередь – за нормативщиками. Несмотря на досрочное окончание отопительного сезона, они заплатят по полной за весь апрель. Как правило, люди не понимают, почему должны это делать, если чуть ли не полмесяца батареи холодные. Всезнающие чиновники и это разъяснят. Скажут, что таковы правила установления нормативов и предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг. Что норматив – это усредненное потребление тепловой энергии на квадратный метр площади, рассчитанный на семь полных месяцев (октябрь – апрель), и платить, следовательно, нужно за весь апрель. Почему нормативное потребление нельзя пересчитать с семи месяцев на сутки и платить за то количество суток, когда отопление включено? Нет ответа.
Не так давно «СК» ставил вопрос о пересмотре нормативов теплопотребления. К этому власти обязывают те самые правила установления нормативов. В отношении отопления, в частности, «они предусматривают, что с изменением благоустройства жилых домов или климатических условий норматив подлежит корректировке. Уже то, что отопительный сезон сократился, как минимум, на две недели, свидетельствует о явном потеплении климата на территории области. Не говоря уж об абсолютных температурах воздуха в зимние месяцы. Действующие в регионе нормативы списаны, вероятно, еще с цифр, которые были разработаны в советское время, когда климат отличался от сегодняшнего существеннейшим образом. Для тех, кто, как Трубчанин, по своей молодости этого не знал или забыл, приведу документальные данные. А именно – цитату из учебника «География Ульяновской области», 1971 года издания, авторы – К.С.Кальянов, Г.З. Веснина, В.И.Лебедев. «Уже в ноябре возможны морозы до -10 градусов, – пишет авторский коллектив, – в январе и феврале они достигают от -30 градусов до -35 градусов, в отдельные годы -45 градусов и ниже». Вы представляете масштаб произошедшего потепления? Не 5 процентов, при которых правила говорят о необходимости снижения нормативов, а, наверное, все 50 процентов. Так где это снижение? Дело, заметим, только за «Единой Россией», членами которой являются и председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, и глава региональной энергомонополии Валентин Трубчанин, и руководство областных регулирующих органов.