В регионе растет объем задолженности по заработной плате, хотя, судя по официальной статистике, у нас все спокойно.

По данным Ульяновскстата, на 1 апреля работодатели региона имели долги по зарплате перед 180 работниками, а суммарный размер просроченной задолженности составлял почти семь миллионов рублей.

Совсем иные цифры нам назвали в Государственной инспекции труда по Ульяновской области: по данным на 20 апреля, работодатели региона вовремя не выплатили своим сотрудникам 49,8 миллиона рублей. Сумма сформировалась по результатам плановых и внеплановых проверок ведомства, а также обращениям граждан. Для сравнения, на ту же дату прошлого года размер задолженности составлял 37 миллионов рублей.

Отслеживает соблюдение трудового законодательства и прокуратура. С начала 2016 года надзорным органом возбуждено более 120 дел об административных правонарушениях в связи с нарушениями в порядке оплаты труда. Один из руководителей уже отстранен от занимаемой должности, в суды направлено свыше 1,1 тысячи заявлений, инициировано возбуждение двух уголовных дел. Принудительными методами ульяновских работодателей в январе-марте заставили выплатить около 36 миллионов рублей.

Часто руководство компаний считает, что люди могут подождать, и в первую очередь ради “поддержания деловой репутации” деньги направляют на выплату кредитов, лизинговых платежей и так далее.

Единых данных о задолженности по зарплате не существует. Серьезной проблемой являются латентные долги по зарплатам, сведения о которых не попадают в органы статистики. Также ею не учитывается задолженность перед своими работниками малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Более того, чиновники грешат укрывательством сведений о задолженности по зарплате, поскольку от этого напрямую зависят итоговые показатели их работы и премии.

В принципе российским законодательством предусмотрено множество рычагов воздействия на нерадивых работодателей – это и штрафы, и дисквалификация должностных лиц, и уголовная ответственность. Наконец, сами обманутые работники имеют право уведомить работодателя о том, что не станут продолжать работу, пока им не заплатят, и даже имеют возможность инициировать банкротство предприятия.

Однако в надзорных и контролирующих органах с сожалением констатируют – наши люди не любят жаловаться и стараются не конфликтовать с работодателем. Сейчас, когда ситуация на рынке труда не очень благоприятная, работники предпочитают молчать, примиряться с долгами и терпеливо ждать, когда же у начальства проявится совесть. В итоге, когда люди созревают до активных действий, ситуация бывает уже запущенной и получить результат в виде быстрого погашения всей суммы долга бывает уже сложно.

– Для обращения в суд установлены сроки исковой давности, пропуск которых может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, – отметила зампредседателя Заволжского районного суда Елена Калашникова. – Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске срока обращения в суд он может быть восстановлен судом, но лишь при наличии уважительной причины (болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В 2015 году только Заволжским районным судом было рассмотрено 378 гражданских дел по спорам граждан об оплате труда. Так, ульяновцу Х. пришлось судиться с авиакомпанией, задолжавшей ему 43 тысячи рублей по зарплате и 28 тысяч рублей в качестве компенсации за неиспользованный отпуск. Суд требование удовлетворил, взыскав с работодателя еще тысячу рублей в качестве возмещения истцу морального вреда. При этом ранее в его пользу по решению суда была взыскана задолженность по заработной плате в размере 379,7 тысячи рублей за период с марта 2014 года по март 2015 года, денежная компенсация за задержку выплаты в сумме 28 тысяч рублей, а компенсация морального вреда – в размере двух тысяч рублей.

Дмитрий Минаев