Иван Сивопляс
2016 год объявлен годом российского кино. Так, видимо, решили почтить не круглый, но значимый юбилей. 120 лет тому назад, весной 1896 года, в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, в универсальном саду “Аквриум” состоялся первый в России киносеанс.

Официально кинематограф «родился» во Франции в феврале 1895 года, так что Россия почти не отставала от цивилизованного мира.

А почему значимый? Да хотя бы потому, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» – как возгласил на заре советской власти наш земляк Владимир Ленин.

Считается, что на родине вождя мирового пролетариата, в Симбирске, кино впервые показали в 1907 году. Вполне вероятно, что событие это могло случиться гораздо раньше, ведь первый киносеанс в соседней Казани датируется 1897 годом. Кинематограф влек самых разнообразных людей как яркая техническая новинка, «ожившая фотография». Был интересен сам принцип, когда на белой простыне экрана вдруг начинали двигаться, спешить куда-то людские толпы, дымили трубы паровозов и пароходов, ветер гнул ветви, а вода из шланга вдруг обливала незадачливого садовника.

Обычный киносеанс стодесятилетней давности обходился посетителям в ощутимые для кармана 5 – 15 копеек и длился менее получаса, включая несколько не связанных по смыслу «видовых» (мы сказали бы, документальных) и игровых кинолент продолжительностью по 5 – 7 минут. В дни ярмарок и праздников заезжие гастролеры выставляли брезентовые балаганы, в неуютной (летом – жарко, зимой – пронизывающе холодно) темноте которых крутили немое черно-белое «синема».

2016-04-23_092452

Кино пришло в Симбирск в очень значимую для российского кинематографа пору. Пресыщенный зарубежными сюжетами отечественный кинозритель требовал своего, российского кинопродукта. Спрос рождает предложение, и на авансцену кинематографа вышла замечательная плеяда русских кинодеятелей и кинодельцов.

Одно из самых по достоинству громких имен в этом ряду – имя Александра Алексеевича Ханжонкова (1877 – 1945), первого в России кинопромышленника, продюсера, режиссера, постановщика, – в том числе и организатора первого в России плавучего кинотеатра!

В навигацию 1908 года это чудо техники начало бороздить волжские просторы. Плавучий дебаркадер, длиной 60 и шириной около 11 метров, был построен на верфи при деревне Курза Балахнинского уезда Нижегородской губернии.

«Плавучий театр «Наяда» для дачи ежедневных сеансов Кинематографа и Кинофона!» – величала сооружение бойкая реклама.

Волга исстари вдохновляла поэтов, художников и кинематографистов. Ее истории и легендам посвящен и самый первый русский художественный фильм. Премьера семиминутной исторической драмы «Стенька Разин (Понизовая вольница)» состоялась в том же 1908 году.

Средствами «немой» кинематографии на белом полотне экрана воспроизводилась трагическая история потопления удалым атаманом пленной персидской княжны, хорошо известная по песне «Из-за острова на стрежень», написанной симбирским уроженцем, поэтом Дмитрием Садовниковым. Кстати, Волгу для «Стеньки Разина» снимали под Петербургом, на озере Разлив, там, где летом 1917 года скрывался на нелегальном положении большой любитель кинематографа товарищ Ленин!

Рыжий дядька-атаман (актер Петров-Краевский), изображая страсть, дико вращал очами и обнимал дебелую княжну, казаки пировали, взмахивая громадными бутафорскими чарками. Пользуясь моментом, пока Разин выяснял отношения с ватагой (надпись на экране: «Нас на бабу променял!»), княжна начала писать письмо не упомянутому в песне возлюбленному Гассану. «Ревность заговорила», – сообщала новая надпись, и тотчас Стенька неловко и неэффектно сбрасывал барышню в озерные струи!

В положении пленной княжны невольно очутилась одна из посетительниц плавучего кинотеатра. 1 августа 1908 года «Наяда» пришвартовалась в уездном городе Сенгилее. Вечером 4 августа под грузом публики внезапно сорвался трап, и в воду упала 32-летняя вдова Авдотья Широкова. Женщина «ударилась головою, получив ушибы головы и плеча». Пострадавшую скоро извлекли из воды. Оказавшийся среди зрителей земский врач Ноинский «предложил поместить Широкову в больницу и сменить ей белье».

Скоро брезентовые балаганы перестали удовлетворять взыскательную публику. Для сеансов стали приспосабливаться подходящие по площади помещения – например, фойе городского театра или зал в городской богадельне. С 1909 года началась почти эпидемия открытия так называемых «электротеатров», где с утра и до глубокой ночи собирал любопытствующих Великий немой: «Патэ», «Модерн», «Идеал», «Зеркало жизни», «Экспресс»!..

Сподвижник А.А. Хан-жонкова, режиссер и актер Петр Иванович Чардынин (1873 – 1934) снял и сам сыграл в двух сотнях немых художественных фильмов! Ему принадлежат первые экранизации произведений Пушкина, Толстого, наконец, «Обрыв» нашего писателя-земляка Ивана Гончарова!

2016-04-23_092502

Чардынин – псевдоним, взятый по совету учителя Владимира Немировича-Данченко. Настоящая фамилия Петра Ивановича – Красавцев, и с этой фамилией отрок жил в Симбирске, учился в Симбирской гимназии (откуда был изгнан за буйное поведение) и городском трехклассном училище, играл небольшие роли в городском театре. В 1890 году Петр Красавцев уехал в Москву поступать в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, навстречу своей громкой и заслуженной славе.

В городе на Волге продолжала жить семья артиста. В 1906 году матушка П.И. Чардынина крестьянка Евдокия Красавцева приобрела у купца Д.Ф. Грачева двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в котором проживала до самой смерти в 1922 году. Дом в Симбирске был «юридическим адресом» великого режиссера и артиста, ведь постановка и прокат кинофильмов требовали соответствующего договорного оформления, и здесь матушкина недвижимость оказывалась решающим фактором.

Фильмы, которые крутили в симбирских кинотеатрах, снимались далеко от волжских берегов. Но 12 сентября 1926 года, в восьмую годовщину героического освобождения от «беляков», бывший Симбирск, советский Ульяновск, превратился в колоссальную съемочную площадку полнометражного художествен но-го фильма. Лента под рабочим названием «Красные и Белые» метила если не в шедевры, то уж точно в события. На экране предстояло воссоздать эпизоды штурма Красной армией занятого белыми Симбирска 12 сентября 1918 года.

Грандиозную массовку обеспечивали расквартированные в городе части Красной армии, профессиональные актеры местного театра и любители из разных драматических кружков и студий. Одна часть военнослужащих изображала бойцов Красной армии, другая – их заклятых врагов, белогвардейцев. Примечательно, что роли врагов революции доверили самым проверенным, элитным частям Ульяновского гарнизона.

Гремевших когда-то каппелевцев и их легендарного командира Владимира Каппеля изображали курсанты и начальник Краснознаменной школы комсостава, белых чехов – офицеры гарнизона, а симбирских добро-вольцев-кадетов – юные партийцы из губернской совпартшколы.

Ранним сентябрьским утром ульяновцев разбудил гром орудий и стрекот пулеметов. Стреляли много, куда больше, чем в 1918 году, но зато холостыми. На обширной площадке ипподрома, на южной городской окраине, развернулись основные эпизоды киношного сражения. Все прилежно снималось дюжиной кинокамер.

Вспышки, дым, горы «трупов», орудия, знамена и бег конницы. Взаправду, восемь лет назад, все случилось не так эффектно. Но для того и существует искусство кино, чтобы превратить в захватывающую картину тусклую страшную прозу Гражданской войны.

«Белые» бегут, «красные» входят в город. Киношные «чекисты» начинают хватать на улицах киношных же «буржуев». И здесь – вот уж незадача! – несознательные граждане из пролетарской массы, толпившейся на улицах, начинают кричать и махать на «чекистов» кулаками: «Что делаете, гады? А ну пусти их!». В общем, кино, да и только!

Отснятый 12 сентября 1926 года материал планировалось смонтировать в часовую по длительности киноленту. Но эпохальный фильм «Красные и Белые» не увидел широких экранов. Так стремительно менялась в Стране Советов политическая конъюнктура. Шла нарастающая борьба между троцкистами и сталинцами, а поскольку победы лета-осени 1918 года записывались тогда на счет товарища Троцкого, то невыпуск «троцкистского» фильма стал победой товарища Сталина.

В том же 1926 году начала триумфальное шествие по кинотеатрам СССР и Европы «грандиозная русская картина» «Мать», творение режиссера Всеволода Пудовкина по мотивам «нетленки» пролетарского писателя Максима Горького. В три декабрьских дня в одном только ульяновском кинотеатре «Красная Звезда» фильм собрал рекордные для города 3500 зрителей.

Наверняка успеху кинокартины способствовало обстоятельство, особо отмечавшееся в афишах: «В фильме снялся актер Ульяновского Большого Драматического Театра Д.П. Речной»! Всегда занимательно разглядывать на экране знакомые лица.