Артур Таниев
Отопление в Ульяновске отключили столь неожиданно и жестоко по отношению к жителям, что невольно возникает подозрение о причастности к этому чьих-то корыстных интересов.
Батареи в жилых домах остыли утром 18 апреля – за две недели до официального срока, исчисляющего отопительный сезон, как минимум, семью полными месяцами (октябрь-апрель). Решение об окончании отопительного сезона сопроводили ссылкой на то, что среднесуточная температура наружного воздуха в течение пяти дней подряд была выше +8 градусов, и сезон завершен в соответствии с нормативно-правовыми документами. Буквально на следующий день похолодало и пошли дожди. Холодная погода по ночам держится до сих пор. Во всяком случае не меньше семи дней подряд среднесуточная температура была ниже +8 градусов, и если руководствоваться теми самыми нормативно-правовыми документами, то уже в субботу, 23 апреля, отопление в дома должны были вернуть. Его не вернули, и ульяновцы мерзнут.
Всему этому предшествовала дикая жара в квартирах – тепловики топили от души, люди задыхались, звонили в нашу редакцию, возмущались, говоря: «Зачем же так жарганить?!». Жарганили, думаю, выжимая соки, то есть деньги, из тех горожан, дома которых оборудованы приборами учета тепловой энергии. Потом, видимо, прикинули, что есть и еще более эффективный способ обогатиться: это не подавать тепло в дома вообще и взять шальные деньги уже с жильцов неоприборенных домов, которые платят по нормативу за весь отопительный сезон. Так и сделали.
Был в этих расчетах, возможно, и второй заяц, которого тоже планировали убить. Имеется в виду разрушительный оползень 5 апреля, уничтоживший грузовую «восьмерку», связывавшую берега Волги. После некоторого замешательства причиной этого ЧП стали упорно называть аномально теплую зиму, из-за которой склон оказался, дескать, переувлажненным. Главная цель тут – обелить стройку элитного жилого комплекса на углу улиц Минаева и Железной дивизии и получить из Москвы деньги на ликвидацию последствий ЧП. И я лично не удивлюсь, если кому-то в связи с этим пришла в светлую голову гениальная мысль отключить отопление, чтобы сказать московской комиссии, когда она приедет, что зима была, мол, такой теплой, что пришлось даже отопительный сезон завершать на полмесяца раньше обычного. Ну чем не нужное лыко в нужную строку!
В качестве оправдания за холод в жилых и нежилых помещениях попадалась, кстати, и ремарка о том, что сами же говорили о невыносимой жаре в квартирах и хотели, чтобы отопление отключили. Но эта ремарка – из разряда подлых. Люди не просили отключить тепло совсем. Они просили убавить температуру теплоносителя, поскольку батареи и при +15 на улице пышили жаром. Были ведь прогнозы на дни после 18 апреля, обещавшие похолодание с температурами по ночам до 0 градусов, и какой же сумасшедший, зная об этих прогнозах, захочет остаться в ледяных квартирах в середине месяца, считающегося зимним.
В нашей полосе и май еще холодный, и ульяновцы замерзают весь этот месяц, пока стены домов прогреются солнцем. Отключение отопления с половины апреля было, на мой взгляд, топорным и хамским, приведшим к простуде и заболеванию, думаю, тысяч горожан. Если глава энергомонополии Трубчанин не способен обеспечить человечный режим теплоснабжения в весенние, но отнюдь не жаркие, месяцы, может, ему уйти? Придет профессионал, который, возможно, сумеет не мучить потребителей ни жарой, ни стужей…