Ученые, специалисты в области геологии рекомендуют запретить строительство на оползневых участках в Ульяновске, в том числе возведение жилого комплекса «Пионер-парк» в районе грузовой «восьмерки».
Такой вывод следует из опубликованного на днях доклада «Оползень в г.Ульяновск 05.04.2016 как классический пример техногенной катастрофы природно-технической системы правобережья р. Волга», подготовленного Нижневолжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (Бассейновый совет Нижневолжского бассейнового округа).
Докладчик, профессор кафедры прикладной экологии Казанского федерального университета, член-корреспондент Академии наук РТ Венера Латыпова (содокладчиками выступили директор ФГНУ «Средволгаводхоз» Фоат Мухаметшин, а также заведующая лабораторией гидрологии Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ Асия Горшкова), выделила три причины развития оползневых процессов: подмыв подножья склонов водотоками и в результате волнобоя; переувлажнение слагающих склон отложений (грунтов) поверхностными (дождевыми и талыми) и/или подземными водами; дополнительная техногенная нагрузка (строительство, разработка карьеров, хозяйственная
деятельность) и иные процессы (сейсмичность и т.д.). При этом в случае с Ульяновском среди основных факторов, поспособствовавших обвалу, эксперты назвали «строительное освоение прибро-вочной части склона». «Строительство в пределах подобных территорий должно учитывать принципы ландшафтного планирования, влияние подземных вод, пределы устойчивости склона и строго следовать нормативным ограничениям в части квалифицированного проектирования, строительства и эксплуатации, которыми часто пренебрегают», – говорится в докладе.
Ученые из Казани прогнозируют, что оползневые процессы на волжском склоне Ульяновска будут продолжаться. Тому есть как объективные причины (правобережье Волги подвержено разрушению в соответствии с гравитационным трендом северного полушария, причем Куйбышевское водохранилище характеризуется самыми высокими значениями по всем показателям переработки берегов среди всех водохранилищ России – около 2,4 метра в год), так и субъективные («вес» современного городского каркаса превышает возможности сопротивления (противостояния) склона, то есть давление города провоцирует сползание переувлажненного грунта»).
Плюс ко всему «многие объекты противооползневой и противо-волновой защиты берега в настоящее время находятся в аварийном состоянии, – следует из доклада. -Наиболее напряженная обстановка сложилась на волжском склоне между старым и новым мостами через Волгу, главным образом в зоне отсутствия берегоукрепления».
Во избежание схода оползней докладчики рекомендуют «скорректировать Генеральный план Ульяновска с передвижением его границ в сторону материка с четким обоснованием хозяйственного освоения территории, с минимизацией (запретом) использования склоновых участков». Далее – «запретить строительство на оползневом склоне зданий и сооружений в связи с большими рисками при использовании современных тео5-ретических решений об устойчивости склонов применительно к многослойному природному сложению волжского склона в г. Ульяновск».
«Современная оползневая ситуация связана, помимо объективных природно-обусловленных причин, с недостаточностью системы противооползневой защиты и провоцируется строительством на склоновых территориях. Все это без реализации соответствующих мер создает высокую степень риска возникновения катастрофических ситуаций в оползневых зонах природно-технической системы в будущем», – делают выводы ученые.
Примечательно, что эти же доводы в пользу немедленной остановки стройки «Пионер-парка» ранее приводил бывший главный эксперт «Ульяновскэкспертизы», почетный разведчик недр РФ Иван Мирошников.
– По южной границе домов застройки улицы Минаева идет граница оползневого склона, – отмечает он. – А потому мы должны относиться к его застройке по законам оползневого склона. Первый закон этого строительства говорит, что рядом нельзя бить сваи (чтобы забить десятиметровую сваю, нужно примерно семьсот ударов дизельмолотом, 25-метровую -1000-1500 ударов). Здесь (на строительстве жилого комплекс «Пионер-парк». – Ред.) их забито, наверное, около пяти тысяч штук. Каждая свая – это сотрясение склона. Это приводит к расчленению всей толщи грунта. Верх у нас рыхлый, а низ – коренные породы. И вот оттого, что коренные глины у нас двигаются от сотрясения, верхняя бровка отрывается от коренных. Когда рыхлая масса дополнительно напиталась водой, водовы-пуск промыл ущелье, и земля «поехала».
Опровергает Мирошников и заверения застройщика_КПД-2 в том, что забитые сваи лишь укрепили склон.
– Что такое свайный фундамент? Это свая 30 на 30 сантиметров, через полметра – еще одна. В результате образуется зона переуплотненного грунта. Получается, под домом на пути грунтовых вод встает плотина. Подземные воды раньше шли как-то, они уже нащупали свои пути и уходили на склон. Когда набили сваи, они стали искать пути их обхода. Откуда мы знаем, куда они попрут? В итоге грунтовые воды пошли по новым путям, там, где раньше не было подземных жил. Это, вероятно, и спрово-цировало сход оползня.
Дмитрий МИНАЕВ