Яркий, зрелищный спектакль появился в репертуаре Ульяновского драмтеатра – в противовес постановкам со скупыми декорациями и неброскими костюмами. Судя по тому, как прошла премьера спектакля “Лисистрата”, нашу публику еще есть чем удивить и шокировать. Чем и занялся художник-постановщик Владимир Королев, приглашенный из Уфы.

В свое время о трилогии “Властелин колец” сообщались любопытные подробности. Специально для фильма выковали кольца, но колец-то как раз нужно было немного – всего 20: для людей, орков, гномов, эльфов и кольцо всевластья для Саурона. А вот кроме них чего только не сделали: более полутора тысяч “ушей” и “ступней” из латекса для хоббитов, 10 тысяч стрел и 500 луков для эльфов, 48 тысяч частей брони, 19 тысяч костюмов! Ульяновской “Лисистрате” далеко до этих чисел, но в масштабах одного театра работа проделана колоссальная. Для “греков” и “гречанок” сшили 40 костюмов. Хитоны, юбки, бюсты – сплошь индивидуальный покрой с большой долей ручной работы. Для женщин соорудили причудливые головные уборы, похожие на ракушки. Для мужчин смастерили шлемы слегка шокирующей формы. Для всех сделали обувь – высокие греческие сандалии, а еще – украшения. У актрис на руках – кожаные поручи, прически украшены повязками. Мужчинам выдали кому браслеты, кому медальоны, а у Владимира Кустарникова можно разглядеть еще и большую серьгу в ухе.

Декорации занимают всю сцену – огромный задник с гигантской луной, которую закрывает лик скорбящей Афродиты. По бокам – колонны и статуи воинов. По сцене величественно проплывает лодка Харона, переправляющего души погибших воинов на тот берег Стикса, откуда не возвращаются. Перед отправкой воины снимают маски – их тоже сделали специально для спектакля. Перед каждый актом зал погружается в тьму, в которой некие стенающие души жалобно воют, рассказывая публике о разных типах женщин, – зрители видят только искаженные, светящиеся мистическим синим светом лица-маски. В бутафорском цехе изготовили ворота и ступени Акрополя, решетки, скрывающие женщин от мужчин, руины древнегреческих строений. Надо всем возвышаются длинноногие статуи – коры с пышными бедрами. Сделать это великолепие к сроку помогли студенты кафедры дизайна и искусства интерьера УлГУ. Их количество не называется.

И это еще не все. Актеры начинают готовиться к сцене задолго до начала спектакля. Дело не только в оригинальном гриме, который пару актрис делает неузнаваемыми. Пышные прически с кудрями делают не только женщинам, но и мужчинам, которым еще и бородки приклеивают для сходства с воображаемыми эллинами.

Работа большая и кропотливая. Все – для услады глаз зрителей. На фоне этой красоты и разыгрывается действо. Стенают мужчины, лишенные женской ласки. Стенают и женщины, которые уже и согласны на продолжение войны, лишь бы иногда уединяться с мужьями. Но “победившая войну” – Лисистрата – непреклонна, и атмосфера все накаляется, пока, наконец, мужчины не сдаются перед неопровержимыми аргументами женщин. Договор о мире подписан – и греки пускаются в танец, полный предвкушения любви.

Анна Михайлова