Виталий Ахмеров
Великая Победа ковалась не только на полях военных сражений, но и в тылу – на многочисленных фабриках и заводах.
ПРОФЕССИЯ КОРРЕСПОНДЕНТА ОБЛАДАЕТ КАК МИНИМУМ ОДНИМ ВАЖНЫМ ДОСТОИНСТВОМ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛЯРНО ЗНАКОМИТЬСЯ И ОБЩАТЬСЯ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ.
Недавно, например, мне довелось побывать в музее Трудовой славы Ульяновского моторного завода и пообщаться с его бессменной хранительницей Мариной Таратыновой.
Надо сказать, что экспозиция музея подобрана великолепно. Особенно та ее часть, что посвящена времени основания завода, совпавшего с трудными годами Великой Отечественной войны. Автозавод имени Сталина, эвакуированный в Ульяновск из Москвы в 1941 году, стал предшественником не только УАЗа, но и моторного завода. Более того, изначально заводское имущество привезли именно сюда, на нынешнюю улицу Локомотивную. Тогда эта территория находилась за пределами города, здесь располагались таможенные склады, куда по железной дороге привозили различные грузы, чтобы дальше переправлять их уже по реке. Именно наличие железной дороги стало решающим фактором при выборе места эвакуации Московского автозавода.

Первые цеха разместили прямо в бывших складах, которые тогда толком не отапливались и не освещались. Все проблемы решали на ходу. Обшивали тонкие заводские стены оказавшимися под рукой бревнами, для отопления приспособили котлы старых паровозов. Эвакуированное заводское оборудование с железной дороги переносили в импровизированные цеха прямо на руках. Самой первой продукцией нового предприятия в феврале 1942-го стали бронебойные авиационные снаряды – все для фронта.

А весной 1942-го с «конвейера» нового предприятия сошли первые автомобили ЗИС-5. Одна из таких машин сейчас стоит на постаменте перед входом на территорию моторного завода.

Летом 1943-го Госкомитет обороны принял решение о строительстве Ульяновского автомобильного завода, для которого выделили землю за Свиягой, где мы его и привыкли видеть. А в 1944 году из состава Ульяновского автозавода был выделен Ульяновский завод малолитражных двигателей. С этого момента началась самостоятельная история моторного.

Малолитражные двигатели – основная продукция предприятия на первых порах. Они использовались для выработки электроэнергии “в поле” – там, где стационарного электричества не было. Очень нужная в военное время продукция. Технологию осваивали “с колес” не имея даже всех необходимых чертежей. Для производства малолитражных двигателей был необходим чугун, и заводу понадобился свой литейный цех. В конце 1941 года он был открыт на базе завода “Металлист” (там, где до революции был чугунолитейный завод купца Андреева – его развалины до сих пор видны с улицы Кирова в 4-м микрорайоне).

Выпуск малолитражных двигателей на моторном заводе продолжался, с модификациями, до 1994 года. В 70-х годах завод приступил к выпуску двигателей для «уазиков», а в конце 90-х – для «газелей».

В музее Трудовой славы бережно хранится история первых лет существования эвакуированного предприятия и трудового подвига (в данном случае, никакого лишнего пафоса в этих словах нет) его основателей. Как люди жили в землянках (в музее хранится макет одной из них), как ходили в лаптях и колодках (нормальной обуви было не достать), как местные подростки осваивали сложнейшие производственные операции (взрослые мужчины воевали на фронте).

Музей бережно хранит память о своих фронтовиках.

Интересна судьба Абдрахмана Масаутова. Он воевал в составе действующей армии и в партизанском отряде. Был тяжело ранен под Киевом. Перенес 13 тяжелейших операций. После войны работал на заводе диспетчером. Однажды в Ульяновск, на его родину, пришло письмо. Бывшая партизанка из его отряда нашла в лесу сейф с довоенными адресами товарищей. Она сообщила в Ульяновск, что партизан Масаутов… был убит немцами и похоронен! Впоследствии ему довелось побывать на собственной могиле – в музее хранится фотография, на которой запечатлен этот момент.

Ольга Варечкина воспитывалась в ульяновском детдоме, в начале войны работала учительницей под Смоленском. Когда Смоленщину заняли немцы, она ушла в партизанский отряд, стала разведчицей. Во время выполнения очередного задания немцы ее схватили, приговорили к казни и поместили в карательную камеру. Ольга Сергеевна чудом смогла бежать и 11 месяцев пряталась в подполе дома знакомой бабушки в селе, занятом фашистами. В музее хранится рентгеновский снимок, на котором видна иголка, во время пыток забитая немцами в кисть руки Ольги Варечкиной. После войны она работала на заводе на четырех разных станках.

Нельзя не упомянуть и тружеников тыла, работавших на заводе в годы войны. На предприятие они пришли совсем юными 15-летними подростками. Алексей Пыхтенков проработал на заводе 66 лет – с 1942-го по 2008-й! Разумеется, сначала он не имел никакого образования, основы профессии приходилось постигать прямо в цехах. Марина Таратынова может рассказывать об этих легендарных людях часами. Никто лучше нее не знает историю моторного завода, ведь в музее Трудовой славы предприятия она работает больше 30 лет. Идейный вдохновитель и первый руководитель музея – Семен Абрамович Швайцбург, один из эвакуированных из Москвы вместе с заводом специалистов. Под его началом Марина Вадимовна и начала трудиться на моторном в начале 80-х годов. За прошедшее с тех пор время в музее накопилась богатая и интересная экспозиция, а Марина Таратынова стала соавтором нескольких краеведческих изданий, в том числе книг «Солдаты трудового фронта», «Солдаты Отчизны», «Детство, опалённое войной». Если вам когда-нибудь представится возможность посетить музей Трудовой славы моторного завода и послушать рассказ Марины Вадимовны – обязательно воспользуйтесь ей. Точно не пожалеете.