72-летняя узница фашистского лагеря и ее дочь-инвалид в ближайшие дни могут оказаться на улице, лишившись за последние пять лет второго жилья.

В 2007 году вполне себе благополучная семья Андреевых (супруги Татьяна и Эдуард, сын Никита и мать Татьяны Валентина Привалова), устав ютиться в малогабаритке, решила улучшить свои жилищные условия, оформив ипотечный кредит в банке “Ак Барс”. Деньги от продажи имевшегося жилья пошли в качестве первоначального взноса. Однако радость новоселов длилась недолго. Из-за кризиса супруги потеряли работу, а вскоре оба стали инвалидами. Оплачивать взносы по ипотеке стало не с чего. В 2011 году банк в суде добился выселения Андреевых из квартиры без предоставления другого жилья. Семья к тому времени уже распалась. Главе семейства предоставили однокомнатную квартиру, Татьяне с сыном – комнату площадью девять квадратных метров в маневренном фонде. Валентине Васильевне как узнице фашистских лагерей (в 1943 году она родилась в одном из них и прожила вплоть до разгрома Германии) выдали сертификат на приобретение жилья на сумму 830 тысяч рублей, которых хватило лишь на комнату в четырехкомнатной квартире. При покупке бабушка решила оформить жилье на внука, что в итоге и стало роковой ошибкой.

Никита, сразу же подписав договор безвозмездного пользования в пользу матери и бабушки, сам ушел жить в семью супруги. За Валентиной Васильевной к тому времени уже требовался постоянный уход, поэтому дочь стала жить с ней. Новые постояльцы однако не понравились собственнику одной из соседних комнат. Обратившись в суд, он потребовал выселить незарегистрированных жильцов, которые якобы мешают ему пользоваться своим жильем (не проводят ремонт, не соблюдают правила пользования жилым помещением и т.п.). Хотя, по словам постояльцев, у них попросту нет на это средств – несмотря на то, что банк забрал купленную в ипотеку квартиру, Татьяна (кредит оформлялся на нее) осталась должна “Ак Барсу” несколько сот тысяч рублей по набежавшим процентам и штрафам, и вот уже на протяжении четырех лет из небольшой пенсии Татьяны приставы арестовывают по 50 процентов, а в отдельные месяцы и вовсе снимают всю сумму. Помимо этого ежедневно досаждают коллекторы, требующие возврата долга ускоренными темпами.

В итоге Засвияжский районный суд требование истца удовлетворил, постановив выселить пожилую женщину и ее дочь из комнаты без предоставления другого жилья. Не смутил судью и тот факт, что сам он в спорной квартире не проживает и зарегистрирован по другому адресу.

Решение обжаловано в областном суде, поэтому до нового рассмотрения дела Татьяна и Валентина Васильевна остаются жить в той самой комнате. Если вердикт устоит, им предстоит двигаться с вещами на выход. Нужно будет перебираться в девятиметровую комнату, где нет ни ванной с туалетом, ни горячей воды. К тому же это жилое помещение предоставлено Татьяне лишь до 10 июля этого года. А дальше – улица?

Все эти перипетии серьезно подкосили здоровье Валентины Васильевны, которой теперь требуются лечение и постоянный уход. Не улучшилось самочувствие и у дочери, страдающей почечной недостаточностью. Ежемесячно только на жизненно необходимые лекарства ей требуется 15 тысяч рублей.

– Я появилась на свет в концлагере. Это, конечно, ужасно. Но я там выжила, потому что получала какое-то минимальное питание и имела крышу над головой. Теперь же, в мирное время, я остаюсь и без того, и без другого, – сетует Валентина Васильевна.

Дмитрий Минаев