Пока День Победы превращается в балаган, ульяновские театры говорят о Великой Отечественной войне все строже и ответственнее. С одной стороны – обклеенные яркими надписями автомобили, брошки из георгиевской ленты, надувные шарики в виде танков, триколор на флагах, не имеющий никакого отношения к цвету Знамени Победы, и разгул коммерции на этих символах. С другой стороны – обращение к темам очень личным, интимным, – о том, о чем долго молчали. Оставив тему героизма советским фильмам, наши артисты заговорили о негероической стороне военной жизни – о мечтах, любви, надежде и страхах. Так что выбор между балаганом и театром очевиден.
В год 70-летия Победы по-новому зазвучал “Неизвестный цветок” по рассказу Андрея Платонова, поставленный в театре-студии “Enfant Terrible”. По отзывам театралов, они цепенеют на этом спектакле – столько в нем искренности. Не удержать слез на постановке “Вера. Надежда. Любовь” по книге Геннадия Демочкина: работа четырех актрис драмтеатра на малой сцене потрясает откровенным разговором о том, каково женщине на войне и после нее.
Май этого года подарил городу спектакль, который еще не вошел в репертуар драмтеатра. Накануне Дня Победы любителей театра пригласили на общественный просмотр постановки “Возвращение” по рассказу Андрея Платонова. Алексея ждут дома жена Люба, сын Петр и дочь Настя. Возвращается он живым и здоровым. Казалось – живи и радуйся. Но буквально перед отправкой домой случается у него связь с юной фронтовичкой Машей. И, приехав домой, он чувствует себя не в своей тарелке. Но он не кается, а с ожесточением хватается за удобный повод обвинить в неверности жену. Люба, на которую обрушились не только четыре года разлуки и неизвестности, но и тяжелый труд на заводе, нищета, двое ребятишек, которых она почти не видит, позволила одному мужчине любить ее детей, а другому – быть с ней слишком близко, как была она только с Алексеем. Актриса Дарья Долматова рассказывает обо всем сквозь рыдания, выдавливая из себя признания без торопливости, но с желанием покончить со всем и вернуться, наконец, к счастливой жизни.
Алексея будто радует эта откровенность жены. Она, получается, кругом виновата – и в том, что не хранила верность, и что позволила чужому греться в его семейном очаге, и что 11-летний сын превратился в старика. Жестоким и холодным обвинителем показывает своего героя Алексей Вольный (Храбсков), оставаясь отстраненным и чужим даже в тесной супружеской кровати, которая перестает быть символом любви и семейного счастья. В ней Алексей решается не на покаяние, а на расставание.
Сколько семей так или иначе разрушено этой ужасной войной, конечно, никто не считал. Но, возможно, именно у Алексея и Любы надежда на счастье осталась. Эта надежда воплощена в детях – таких хрупких, но рано повзрослевших. Настя (с ролью малышки вполне справляется дочь Оксаны Романовой и Дениса Верягина – Маша Романова), ласковая с мамой, пока не готова принять отца и, тем более, делить ее любовь с ним. Дичится его, отталкивает от мамы и сама льнет к ней, жалея. Кажется, уверенности на сцене ей придает присутствие ее родной мамы – она исполнила роль Любиной соседки.
Сын Алексея Храбскова и Дарьи Долматовой Петр Храбсков чувствует себя на сцене еще более уверенно – сказывается прежний опыт (в 2015 году дебютировал в спектакле “Прощай, конферансье!” по пьесе Григория Горина). У него очень яркая роль – он, единственный мужчина в отсутствие отца, поневоле становится главным в семье. 11-летний мальчик ругает мать – за то, что рано ушла с работы и меньше продуктов получит, за то, что выменяла горсть муки на платье и туфли, чтобы покрасоваться перед мужем, за то, что его сестру не научила по дому помогать… У Петра довольно обширная и сложная “география” передвижения на сцене – он занят домашними делами: наломать щепы для печи, расправить и аккуратно повесить полотенце над тазом с водой, принести ведро с картошкой, чугунок и отнести их на место, уложить ее на печку. Он больше чувствует себя хозяином в этом доме, чем Алексей, а потому позволяет себе приструнить раскричавшегося отца: “Я вижу, что она плакала, дожидаясь тебя, но ты вернулся – а она по-прежнему плачет!”. Уложив рыдающую мать спать, он помогает сестре одеться и идет с ней на вокзал, за отцом. Может быть, у них еще не все потеряно?
Спектакль поставили артисты творческого объединения “Маленький человек”, которым помогли актриса драмтеатра Оксана Романова и театра кукол Александра Филиппова (Маша в спектакле). Сценографию осуществил художник из Димитровграда Владимир Медведь. Остальная постановочная часть – сотрудники драмтеатра: автор костюмов – Ольга Соломко, музыки – Олег Яшин. Организовала постановочный процесс директор театра Наталья Никонорова.
Анна Школьная