Мы продолжаем свою борьбу с пресловутым постановлением горадминистрации Ульяновска, которым год назад, незаконно, как мы убеждены, были повышены тарифы на ремонт и содержание в большинстве многоквартирных домов города. Жильцы этих домов переплатили уже многие миллионы рублей. На днях мы получили на свое заявление очередную отписку – на сей раз из Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, в связи с чем направили обращение главному жилищному инспектору России Андрею Чибису. Приводим текст этого обращения полностью.
Главному жилищному инспектору Российской Федерации, первому заместителю министра строительства и ЖКХ Российской Федерации А.В. Чибису
Уважаемый Андрей Владимирович!
Обращаемся к Вам в порядке обжалования решения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, последовавшего на заявление редакции о неправомерности повышения администрацией Ульяновска размеров платы за ремонт и содержание для жильцов более чем 1700 многоквартирных домов Ульяновска. Повышение произведено Постановлением № 2472 от 30.04.2015 г. со ссылкой на п.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Большинство этих домов управляется управляющими организациями, и орган местного самоуправления был не вправе устанавливать размер платы за ремонт и содержание в таких домах.
В соответствии со ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации правительство Российской Федерации своим Постановлением № 491 от 13.08.2006 г. утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт. В этих Правилах (№491) правительство ввело понятие перечня работ и услуг по содержанию и ремонту, поставив в зависимость от перечня размер платы за ремонт и содержание (п.35) и предоставив исключительные полномочия на утверждение перечня общим собраниям собственников жилых помещений (п.17). Тем самым исключительное право на изменение размера платы было предоставлено также общим собраниям собственников. Пункт 31 Правил рекомендует собственникам делать это с учетом предложений управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ по ремонту и содержанию.
Правила приняты в соответствии с Жилищным кодексом, развивают и детализируют его положения, конкретизируя, в частности, применение его статьи 158. В связи с утверждением Правил Министерство регионального развития России издало Письмо № 9555-РМ/07 от 12.10.2006 г. с разъяснениями произошедших изменений в процедуре установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Своим письмом № 6093-АД/14 от 5.03.2009 г. Минрегион специально разъяснил полномочия органов местного самоуправления по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения в многоквартирном доме, отдельно указав, что орган местного самоуправления может в соответствии с Правилами устанавливать данный размер платы только в домах, не избравших способ управления (п.34), и в домах, избравших способ непосредственного управления, но не утвердивших размер платы за ремонт и содержание (п.36). И подчеркнув, что «установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации».
Согласно Положению о Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области ее жилищная инспекция осуществляет наряду с прочим надзор в сфере установления размера платы за ремонт и содержание в жилых домах и правомочна выдавать предписания по устранению нарушений в этой сфере. Редакция, изложив в своем заявлении (прилагается) нормы Правил и Жилищного кодекса в их взаимосвязи и сославшись на официальное разъяснение этих норм в Письмах Минрегиона, констатировавшего, что органы местного самоуправления не имеют полномочий на установление размера платы за ремонт и содержание в домах, управляемых управляющими организациями, просила инициировать процедуру исключения таких домов из сферы действия Постановления горадминистрации Ульяновска № 2472 от 30.04.2015 г. И получила отказ.
В обоснование отказа руководитель инспекции Н.А. Батанов ссылается на Определение Верховного суда Российской Федерации №5-КГ14-92 от 11 ноября 2014 года и Письмо Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации № 7513-ОЛ/04 от 17 марта 2016 года. Ссылки сделаны, вероятно, для проформы. Из текста Определения Верховного суда видно, что предметом его рассмотрения было установление размера платы за ремонт и содержание не органом местного самоуправления, а, наоборот, управляющей организацией, и ст.158 упомянута в общем – без детального анализа ее применения и вне связи с Правилами № 491. Письмо же Минстроя относится, видимо, к какому-то частному случаю, не является свидетельством изменения позиции правительства России по правоприменительной практике норм Жилищного кодекса и Правил и не очень аккуратно цитирует ст.36 данных Правил, опустив в цитате упоминание о том, что речь идет лишь о домах, избравших непосредственный способ управления, а не обо всех домах, в которых не созданы ТСЖ, ЖСК, иные потребительские кооперативы. И даже если бы в Письме от 2016 года заявлялось об изменении позиции правительства, его действие не может распространяться на акты, изданные, как в Ульяновске, в 2015 году.
Но мы уверены, что позиция правительства осталась неизменной и изложена в Правилах № 491 и в Письмах Минрегиона от 12.10.2006 г. и 5.03.2009 г. Суть этой позиции в том, что установление органами местного самоуправления размера платы в домах, управляемых управляющими организациями, незаконно.
Мы подозреваем, что Постановление № 2472 появилось в результате сговора лиц, готовивших документ, и управляющих организаций города, целью которых было избежать антикоррупционных предписаний Правил № 491 о необходимости их работы по предоставлению собственникам помещений предложений по перечням, объемам и качеству работ и услуг по содержанию и ремонту (п.31) и убеждению собраний в объективности и реальности этих предложений. Вместо этого решили получить нужное повышение размера платы в обход собраний – через горадминистрацию. И сделано все это было, возможно, с ведома местных надзорных органов, которые вот уже год отбивают все попытки жителей Ульяновска и нашей редакции добиться приведения Постановления № 2472 в соответствие с федеральным законодательством.
Просим Вас проверить приведенные нами факты и обстоятельства и при наличии оснований, которые мы считаем бесспорными, обязать руководство Ульяновской жилищной инспекции исполнить свою функцию – инициировать процедуру изъятия из сферы действия Постановления администрации города № 2472 от 30.04.2015 г. домов, управляемых управляющими организациями, и потребовать произвести перерасчет платы за содержание и ремонт в таких домах, вернув жильцам неправомерно взятые с них по Постановлению деньги.
С уважением, редакция газеты «Симбирский курьер», ул.Гончарова, 4, г. Ульяновск, 432000