Андрей Семенов
Радикализация националистических сил в европейских странах провоцируется, в числе прочего, и неадекватной политикой их руководства, ведущей к потере Европой своего лица.

В Германии начинается юридический процесс против одного из актеров-комиков, выступившего с сатирой на турецкого президента Раджепа Эрдогана. Комик высказался об Эрдогане нелицеприятно, на что глава Турции обиделся и потребовал привлечь актера к уголовной ответственности. Дальше начинается уже не просто театр, а театр абсурда. Оказывается, в Германии есть закон и об ответственности за оскорбление главы другого государства, и прокуратура обязана в отношении артиста дело возбудить. И немецкий канцлер Ангела Меркель высказалась в том смысле, что реплика актера была сознательным оскорблением Эрдогана. Слова Меркель вызвали возмущение немцев.

Что Раджеп Эрдоган не мед, общеизвестно. Своей нечеловеческой жаждой власти и гипертрофированным апломбом он расколол турецкое общество, в котором, еще недавно светском, все больше насаждается исламизм. Оппозиция режиму жестоко подавляется, а журналисты сидят по тюрьмам. Эрдоганом недовольны как в Европе, так и в США, и критиковать его, в общем, есть за что. В отношении же власти правилен принцип, что, сколь бы ни было критики, лишнего не будет. Ту же Меркель полощут безжалостно, рисуя ее в том числе и с гитлеровскими усиками, и если она терпит, а уступая давлению Эрдогана, нападает на собственных граждан, то не означает ли это, что становой хребет Европы прогибается перед турецким диктатором.

Или совсем недавно еврокомиссар по международным делам Федерика Могерини была с визитом в Иране. На переговорах со своим иранским коллегой она сидела с покрытой платком головой. Покрытой по-мусульмански. Вероятно, из соображений политкорректности – чтобы не обидеть религиозные чувства хозяев. Уроженка Италии, католичка Могерини смотрелась в этом платке слегка диковато. Но зачем она это сделала? Может быть, ее наряд означал, что так же поступают, приезжая в Европу, и иранцы? Надевают, дабы не оскорбить религиозных чувств христиан, крест на шею и крестятся на колокольни соборов? Нет, они так не делают. Больше того, и в европейских странах они вынуждают принимающую сторону блюсти свою веру и обычаи.

Вскоре после отмены санкций турне по европейским странам совершил президент Ирана Хасан Роухани. Был он и в Италии. Хозяева принимали его в одном из дворцов, где скульптуры обнаженных фигур, представляющие собой бесценные произведения итальянского искусства, на время пребывания Роухани прикрыли какими-то нелепыми картонными колпаками. Опять же чтобы не оскорблять религиозные чувства иранской делегации. Можно, однако, представить себе чувства итальянцев и в целом европейцев, вынужденных наблюдать, как дорогое их сердцу искусство накрывают этими позорными колпаками. То есть колпаком накрывают, собственно, Европу. На мой взгляд, европейские лидеры претерпели какой-то надлом и начали предавать собственную культуру. А в качестве ответной реакции появляются безумные брейвики, хладнокровно проливающие реки крови своих же соотечественников, но во имя «европейской чистоты».

В общем, что-то во всем этом пошло наперекосяк. Приоритет религиозных стандартов над общечеловеческими вряд ли приемлем, и либо государства договариваются, что в поездках придерживаются принципа «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», и Могерини в Иране появляется в мусульманском платке, а Роухани в Италии – в европейском костюме, либо условливаются, что в других странах следуют обычаям собственной религии, и в угоду хозяевам ничего в своем внешнем облике не меняют. В противном случае это религиозное противостояние закончится не очень хорошо для всех.

Андрей Семенов