Дарья Рябикова
В Ульяновской области составляют схему обращения с ТБО.
В региональном правительстве обсудили возможные варианты утилизации твердобытовых отходов. Планируется полностью передать эту отрасль бизнесу.
Современный мир стремительно развивается, на смену ветхим домам приходят новые жилые микрорайоны, полки магазинов пестрят различными товарами, а наши квартиры теперь уже сложно представить без холодильников, диванов и телевизоров. Правда, вечного пока ничего изобрести не удалось: все со временем портится, стареет, приходит в негодность. Вот и получается – покупая новое, на свалки люди несут огромные тюки с ненужными вещами. Там это копится, растет в высоту и увеличивается вширь. И вот наступает момент, когда необходимо решить: что с этим делать дальше? Куда девать ненужный хлам, который нарастает, как гигантский ком?

Острые проблемы и схемы обращения с твердобытовыми отходами на днях обсудили в региональном правительстве. В дискуссии принимали участие первый зампред областного правительства Александр Чепухин, директор департамента природных ресурсов и экологии Данила Урдин и директор ООО «Экологические системы» Лев Левитас.

ДОКУМЕНТЫ ГОТОВЯТ
Ульяновская область – это единственный регион, который на сегодняшний день имеет схему обращения с твердобытовыми отходами, разработанную в 2015 году. Правда, чтобы она стала полноценным нормативным документом регионального правительства, еще нужно провести ряд согласований, в том числе с Росприроднадзором.

– В общих чертах это будет выглядеть так: мы готовим нормативные документы на отбор операторов, которых будет два. Один из них станет отвечать за правобережье, другой – за левобережье, – рассказал Александр Чепухин. – На каждом участке появятся межмуниципальные площадки для сбора ТБО, прессования и вывоза мусора. Но на специальных полигонах будут не только перерабатывать ТБО и осуществлять захоронение. Скорее всего, там появятся специальные мусоросжигательные заводы. А сортировка будет происходить так: на полигонах мусор выложат на конвейерную ленту, где его отсортирует специальная техника. С крупными бытовыми отходами проблем возникнуть не должно: сейчас каждый мусоровоз оснащен таким устройством, которое с легкостью сминает и прессует даже огромные диваны. А вот с техникой сложнее: для ее утилизации необходимы специальные предприятия, одно из которых уже есть в Заволжье. Вот как раз эти схемы движения и переработки твердобытовых отходов на территории Ульяновской области, включая сельскую местность, и пропишут в данном документе.

ВАРИАНТЫ ЕСТЬ!
Действительно, проблема обращения с ТБО назрела давно. И принятие законов в данной отрасли необходимо. Об этом сказал директор департамента природных ресурсов и экологии регионального Данила Урдин.

– На территории Ульяновской области и нашей страны в целом недостаточно полно прописано законодательство в сфере обращения с отходами. Хочу сразу отметить, что твердые коммунальные отходы – это лишь небольшой участок работы, первый шаг в обращении со всем мусором производства и потребления. По статистике ПФО, из 100% мусора лишь 9% – объем твердокоммунальных отходов. Все остальное – это отходы промышленности, сельского хозяйства, строительства, биологические и медицинские отходы. Вопросов в этой отрасли много, ответов пока мало. Конечно, самый сложный и первый шаг – это твердокоммунальные отходы, потому что они связаны с карманами каждого жителя Ульяновской области. Поэтому здесь нужно подходить очень осторожно, – рассказал Данила Юрьевич. – Мы регулярно приглашаем инвесторов, показываем им наши объекты, работаем над проектами, схемами. Так, территориальная схема у нас накладывается на карту Ульяновской области. Это и будет взято за основу для формирования единого тарифа, региональной программы по обращению с отходами. На этой основе мы рассчитаем необходимость создания тех инфраструктурных объектов, которые будут направлены на переработку и обезвреживание отходов. Это позволит минимизировать затраты на транспортные расходы, которые будут основной составляющей в тарифе. Мы провели инвентаризацию всех санкционированных и несанкционированных свалок и теперь видим всю ситуацию в целом. Поэтому рассчитываем утвердить схемы и документы в ближайшее время. В наших планах: сформировать тех-задание по работе операторов на 10 лет. Прописать четкие условия игры и полностью отдать эту отрасль бизнесу.

Так откуда же взять дополнительные средства на качественную работу с ТБО?

– Часть денег заложат в тарифы для жителей, а часть денег будут платить по утвержденным ставкам сами производители товаров. Например, на одну тонну произведенного электронного оборудования – тариф за утилизацию составит свыше 27 000 рублей. Это установленная единая ставка, так называемый экологический сбор – финансовый инструмент для организации сбора отходов, – сказал Данила Урдин.

Правда, для товаропроизводителей будет и альтернатива, предусмотренная законом.

– Либо они платят налог, либо объединяются в ассоциации и аккумулируют средства, которые направят как инвестиции в регионы для сбора и переработки своих товаров, – пояснил Данила Юрьевич. – Пока принято решение о приостановке действия экологического сбора для местных товаропроизводителей до 2019 года. Решили, что сначала надо научиться собирать деньги с производителей импортных товаров.

В ходе встречи обсудили и один из вариантов обращения с ТБО, представленный Урдиным:
на площадках устанавливать два контейнера. Один для органических отходов, а второй для вторсырья – пластика, металла, стекла.

– То, что будет в первом контейнере, затем будем отправлять на дальнейшую переработку. Одним из вариантов которой является термическая обработка. Сейчас об этом идут переговоры с компанией «Т-плюс», которая владеет и управляет ТЭЦ. Они предлагают на базе своих печей провести модернизацию и реконструкцию и принимать те отходы, которые не представляют ценности как вторичное сырье.

А вот с содержимым второго контейнера намерены работать по-другому. После первичной сортировки вторсырье прессовать и отправлять на специализированные перерабатывающие предприятия.

Директор ООО «Экологические системы» Лев Левитас рассказал о своем видении ситуации.

– Да, схема переработки ТБО действительно нужна – она будет документом для создания новой серьезной отрасли обращения с отходами. Проект не только предусматривает этап сбора, транспортировку, переработку, сортировку, но и создание предприятий по дальнейшей переработке отходов, – подчеркнул Лев Левитас. – Мы были с губернатором Сергеем Морозовым на нескольких ульяновских полигонах. Некоторые из них в крайне сложном состоянии. Они требуют огромных затрат, которых нет ни у собственников, ни у бюджета.

К перспективе раздельного сбора мусора Лев Михайлович отнесся неоднозначно.

– Я ярый противник этого, потому что это, на мой взгляд, невозможно. Во-первых, на кухнях у большинства жителей места мало, и несколько ведер держать там не рационально. Да и кто это будет делать: в мусоропроводе всего одна труба. В селах, посмотрите, за домами огромные свалки – и это никого не волнует. Культуры у нас такой нет. Вон в Екатериновке все контейнеры украли. Платить жители за вывоз ТБО не хотят. Поэтому в некоторых населенных пунктах и площадок-то таких нет!

Еще одна проблема – это скотомогильники, которые представляют собой огромную опасность. И консервировать их нужно на более чем 50 лет.

По словам Урдина, об этом пробеле в законодательстве знают, и в техзадании будет прописана утилизация биологических и медицинских отходов, которые из системы лицензирования на федеральном уровне выпали. В Ульяновской области инвентаризацию их уже провели. Сейчас за них отвечает управление ветеринарии.

– Фермеры должны больное животное правильно захоронить, а ветеринары обязаны это контролировать. Сейчас многие животноводы пытаются поставить собственные крематории. В крупных сельхозпредприятиях такая практика есть уже давно, – подчеркнул Урдин.

Если предложенную схему обращения с ТБО утвердят в этом году, то новые правила начнут действовать в Ульяновской области уже с 1 января 2017 года.