Изящный поклон в сторону историографа и писателя Николая Карамзина отвесила труппа Ульяновского театра кукол. В год 250-летия со дня его рождения в театре поставили спектакль по сказке “Прекрасная царевна и счастливый карла”. “Датский”, как называют театралы постановки, приуроченные к значимым датам, спектакль мог стать формальностью, но сделали его с любовью и тонкой иронией – получилась настоящая изюминка.

Карамзин сам подсказал постановщикам жанр спектакля. “Новая карикатура” – значится под названием сказки: по этому пути и пошли режиссер и художник. Они выбрали жанр площадного театра: актеры приходят на сцену со всем своим скарбом, расставляют декорации, которые легким движением руки видоизменяются. Местом действия для персонажей становятся и музыкальные инструменты – огромный барабан оборачивается этаким ипподромом, гигантская туба – площадью для народных сходов, а шарманка – то царским дворцом, то теремом царевны. Да и сами артисты услужливо подставляют свои плечи и руки для персонажей, становясь для них живыми мостами.

Режиссер Людмила Гаврилова и художник Дмитрий Бобрович создают не уличный балаган, а изысканный балаганчик, который можно было бы при случае разыграть и во дворце. Сказку рассказывают не скоморохи, а персонажи, напоминающие придворных шутов. Художник создал для артистов странные наряды, в которых элегантно соединил моду галантного века с элементами костюмов итальянской комедии масок, добавив гротеска. Эти странные, сложного кроя, богато украшенные одеяния, а также причудливые головные уборы унизаны нежно звенящими колокольчиками. Чудаковатости персонажам добавляют пышные бакенбарды (Владислав Вишенин с ними очень важен), усы (Артем Трохинов с ними – что-то между испанцем и французом) и борода (Максима Бизяева просто не узнать).

Артисты замечательно справились с непростой задачей – увлечь зрителя школьного возраста не всегда удобоваримым для них текстом. К счастью, Карамзин прибегает к распространенной форме повествования, близкой к народным сказкам, но время от времени сбивается высокий штиль. Однако заданный ироничный тон приходит на выручку – посредством шутки, а, порой, и откровенной пародии публику удается втянуть в повествование. В отличие от многих сказок в нем нет ни грамма волшебства, зато – благодаря перечисленной троице и их партнерше по сцене Елене Костоусовой – забавные герои, каждый со своим, подчеркнуто гротесковым, характером. В пародии, охватившей все стороны постановки, достается и автору подзабытого хита про “два брильянта в три карата”, и даже Глинке с его романсом “Я здесь, Инезилья”.

Куклы в этом спектакле небольшие, но очень выразительные, подробно прорисованные. Чтобы хорошо их рассмотреть, лучше садиться поближе. По традиции Бобрович не удержался от того, чтобы в очередной раз не воплотить в одной из кукол образ своего коллеги. На этот раз он создал дружеский шарж на художественного руководителя театра Владимира Бирюкова – его можно узнать в Астрологе. Отличная находка – изображение народной толпы в виде “букета” из голов. Кстати, летом “Прекрасную царевну и счастливого карлу” планируют показывать на улице. На площадях можно подобраться к сцене поближе и увидеть детали во всей красе.

Анна Школьная