Непростой разговор о необычной любви затеяли в театре-студии “Enfant Terrible”. Под занавес театрального сезона здесь, в подвале дома №6 по улице Минаева, представили премьеру по повести Александра Куприна “Гранатовый браслет”. Всю историю от начала до конца, мысли и чувства всех персонажей проживают в течение полутора часов два актера – Андрей Галактионов и Анна Дулебова.

Этот прием – поставить многофигурное произведение на двоих – в студии уже опробовали, и более чем удачно. Блестяще разыгранная Алексеем Гущиным и Натальей Ляховой трагедия “Леди Макбет Мценского уезда” по рассказу Николая Лескова стал лучшим спектаклем областного театрального фестиваля “Лицедей” в 2015 году. Но, думается, работая над “Гранатовым браслетом”, режиссер Дмитрий Аксенов не столько шел по проторенной дорожке, сколько преследовал другие цели.

Зрителям предлагается поразмыслить над тем, как случилось, что годами длившаяся история любви, забавлявшая замужнюю женщину и ее мужа, в одночасье привела к трагическому исходу и полностью переменила отношение к ней. Анне Дулебовой, конечно, прежде всего, досталась роль княгини Веры Шеиной. В ее исполнении она – воплощение совершенной, но холодноватой красоты. Простое, но элегантное белое платье, повторяющее изгибы тела, безупречная прическа, гордая посадка головы – всем этим поневоле любуешься от начала до конца. То, что стоит за этой красотой, немного навевает скуку – волнение о скудном именинном столе, остывшая и перешедшая в дружбу любовь к мужу, однообразная жизнь. Но в этот день Вера получает не только очередное письмо от таинственного поклонника, вызывающее у нее привычную досаду, но и подарок. Красные гранаты вносят тревожную нотку в повествование: “Как кровь!” – только и произносит Вера. Зеленый гранат в центре сулит ей дар предвидения. И постепенно тревога становится все более концентрированной. Контраст комической сценки – анекдотичной истории о неком телеграфисте, влюбленном в княгиню Веру, которую рассказывает князь Василий Шеин, и трагических рассказов дедушки Веры о романтических историях подлинной любви, вносит смятение в ее душу.

В первый премьерный показ именно роль дедушки – генерала Аносова – наиболее органично удается Андрею Галактионову. Только что он “был” сестрой Веры – взбалмошной, шумной, непоседливой, – и, взяв в руку трость, мгновенно преображается. Удивительно, что не известная своими романами Анна, а этот больной телом, старый человек находит путь к сердцу Веры. Не утративший глубины чувств, он неспешно, размеренно и без пафоса рассказывает о своей давней возлюбленной и о трагических историях любви своих сослуживцев, сетуя, что не видел подлинного проявления любви в женщинах.

Чем ближе к финалу, тем более спонтанным становится обмен ролями – только что Дулебова была Верой, и вот она – муж Веры, брат Веры, не таинственный уже поклонник Веры Г.С.Ж. Происходит обмен реквизитом – и реплики этих персонажей уже произносит Галактионов. Все действие происходит на фоне легкой конструкции из реек и стекла. Это вроде и образ дома Шеиных, а затем – господина Желткова. Благодаря освещению создается иллюзия, что это еще и зеркало, собранное из нескольких фрагментов, – в нем отражаются и персонажи, и зрители. Точно так же отражаются друг в друге герои этого спектакля, их чувства преломляются, то искажаясь, то углубляясь. И не потому ли брат Веры Николай видит происходящее как нечто непристойное и постыдное, грозящее обернуться скандалом, а ее муж Василий – достойным сочувствия и уважения. Самое удивительное происходит с Верой. Именно ее просьба “прекратить все это как можно скорее” толкает Желткова на самоубийство, которое вдруг пробуждает в Вере если не любовь, то тоску по ней. И тогда она в буквальном смысле слова распахивает то зеркало, в которое прежде долго и старательно вглядывалась, пытаясь что-то рассмотреть.

Анна Школьная