На сходе у Дома техники в Ульяновске обсудили в среду, 25 мая, ситуацию с оползнем на грузовой «восьмерке» и строительством над ним жилого комплекса. Вопросы по тому и другому – все те же.
Участникам было сообщено о проверке представителями института МЧС России устойчивости склона. Проверка проводилась с помощью комплекса под названием «Струна», о чем ульяновцы, вероятно, уже слышали. Конкретно – о том, что на стройплощадке было произведено, как сказал руководитель московской экспертной группы Геннадий Нигматов, погружение (вдавливание) двух свай на глубину восемь метров, и на расстоянии 140 метров «Струна» не зафиксировала какой-либо вибрации склона. Значит, сделал вывод Нигматов, установка свай влияния на сход оползня не оказала. Вывод этот был широко растиражирован официальными ульяновскими СМИ, хотя выглядит он довольно смешно.
Во-первых, КПД-2 сваи не вдавливала, как это предусматривалось, кстати, первоначальным проектом, а вколачивала. И не две, а пять тысяч. И не на восемь метров, в отличие от эксперимента группы Нигматова, а на 25 и больше метров. Но главное, установка свай – это лишь один из факторов, способных влиять на состояние склона. Куда серьезнее проблема в том, что вколачивание свай и дальнейшие работы на стройплощадке привели к сильному уплотнению грунта, и это, о чем не раз говорил ульяновский эксперт, почетный геолог России Иван Мирошников, привело к изменению в руслах подземных вод. Воды потекли другими путями, но какими, куда придут, где скопятся и где, возможно, прорвут склон, никто не знает. Никто это не изучал и на сегодня не изучает. Без ответа же на эти вопросы говорить о развитии ситуации с устойчивостью склона и делать заключения о причинах оползня бессмысленно. Словом, проверка комплексом «Струна», произведенная группой Нигматова, это не та экспертиза, которая требуется. К тому же москвичей, возможно, ввели в заблуждение, предложив замерять вибрации не от вбивания свай, а от их вдавливания. Ни на один из вопросов, стоявших перед проверяющими, ответ получен фактически не был.
На части строительной площадки сваи до схода оползня вбить не успели, и теперь там, как было сказано на сходе, заливается массивная бетонная подушка толщиной в несколько метров. До следующей встречи жителей инициаторы сходов обещали выяснить, есть ли разрешение на это изменение проекта или же замена свай блямбой весом в тысячи тонн является самодеятельностью застройщика. Прозвучала, кстати, и информация о том, что на сегодня в «Пионер-парке» куплена всего одна квартира из почти 800, запланированных к строительству, так что ссылки на проблемы дольщиков, если они вдруг зазвучат, будут безосновательными и популистскими.
Но надеяться на скорое сворачивание проекта, на мой взгляд, все равно не стоит. Как минимум, до выборов ни власть, ни руководство КПД-2 не признают влияние стройки на оползень. Уж не знаю, что они для этого придумают, но обязательно придумают. Какие-нибудь левые экспертизы, легкомысленные, вроде нигматовского, эксперименты, заказной пиар и прочее. Что за всем этим безопасность и человеческие жизни, причастных к истории лиц, думаю, волнует не сильно. Или вообще не волнует.
Сергей Поленов