В нашей области много заброшенных церквей. Почему церкви разрушены, кто в этом виноват и есть ли надежда на восстановление хоть каких-либо из них? «Молодёжка» задалась этими вопросами и изучила историю нескольких забытых храмов. Наша дорога началась с небольшого села Красная Река Старомайнского района, где до сих пор стоит огромная каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В наше время
Церковь эта заброшена, но на земле стоит крепко. Храм производит впечатление величавого, монументального сооружения. Вокруг него разрослась трава, растут деревья, из стоящей рядом колонки капает вода. Стоит здание, словно в своем оазисе, наблюдает, как размеренно и спокойно живет село.
Несмотря на красоту и грандиозность здания, сведения о его истории имеются совсем скудные. Загадочный храм покрыт дымкой тайны, местные жители толком не знают подробной истории его существования, так как те, кто мог еще что-либо рассказать, давно ушли.
Строили на желтках
Нам удалось по крупицам собрать информацию в администрации села, у местных жителей. От них мы узнали, что храм этот был построен в 1912 году на пожертвования прихожан. По воспоминаниям старожилов, продолжалось строительство церкви 18 лет. Помощь была не только материальная. В строительстве участвовали многие селяне. Рассказывают, будто некоему Никите Тихонову было лишь 12 лет, а он таскал кирпич по лесам наверх. Однажды работающие на стройке люди перестарались, сложив на одном месте много кирпича. Не выдержав тяжести, леса провалились, покалечив несколько человек. Построенная церковь с куполами из белой жести стала гордостью каждого сельчанина.
Жители Красной Реки трудились, как на заводе, приходя к постройке каждый день. Общими усилиями им удалось отстроить храм такой крепости, что годы запустения сказались на нем лишь внешне.
Все дело было в особом способе кладки кирпичей. Для их лучшего скрепления в строительстве использовались яичные желтки. Стены решено было строить шириной около трех метров, что, конечно, тоже повысило их устойчивость.
Высота здания — около 30 метров, имеется высокая колокольня, она разрушена наполовину. В 1930 году, когда храм закрыли, самый большой колокол сняли, сбросили с колокольни и разбили. Он весил 150 пудов (почти 2,5 тонны). Снимали колокол свои же, местные…
Не простояла и года
Тридцатый год стал началом разгула воинствующего атеизма, когда, вопреки воле и желанию народа, «активисты» и их вдохновители в своем невежестве повсеместно варварски разрушали храмы. Местные рассказывают о странном случае, который произошел, когда с купола церкви снимали крест. Полез за ним мужчина да поскользнулся или оступился, кубарем слетел с крыши и упал на землю. У народа сердце перехватило от испуга: убился, бедолага! Но нет, мужчина самостоятельно встал, осмотрелся — на нем ни царапины. А вот крест, за который он схватился и хотел сорвать — на месте стоит.
История продолжается
Построенное на крестьянские деньги здание церкви в дальнейшем использовали под склад, позже — под спиртзавод. Конечно, такие дикие изменения не прошли незаметно. Местные жители, потратив уйму сил и средств на свое детище, взбунтовались. Чтобы селяне утихомирились, 22 марта 1930 года был арестован, а затем расстрелян священник этой церкви Яков Кольчин. В тот же день «тройкой» ОГПУ были репрессированы другие священнослужители: Алексей Белов, Никифор Борисов и Николай Жедяевский.
Сегодня
В целом церковь находится в плачевном состоянии. На ней не обнаружено никаких следов росписи. В стенах местами выдолблены дыры. В алтарной части местные школьники оставили свои автографы, однако церковь всё же не особо изрисованная. Сказывается наличие решеток на окнах. Кстати, кое-где оконные проемы заложены кирпичом, местами заколочены досками. А главный купол стянут тросами. Видимо, таким образом местные жители постарались спасти заброшенный храм от полного разрушения. Интересно, какие необычные места для произрастания выбрали кусты и трава — купол храма. Здесь же, на куполе, растет молодая береза.
Загадочный храм стоит на земле и ждет своей участи. Либо рассыпаться под грузом времени в песок, либо дождаться восстановления. Насколько нам известно, недавно руководство области посещало церковь, дано распоряжение выяснить историческую ценность храма для нашего региона. Если будет подтверждено, что здание все-таки имеет право действовать в своем селе — вполне возможна реставрация церкви. Будем ждать.
На границе с областью
Однажды увидев, невозможно забыть величавые храмы, которые встречаются на просторах родной области. Некоторые красивейшие освященные здания находятся в соседних регионах, которые граничат с ульяновским. «МГ» посмотрела некоторые из них.
Церковь Троицы Живоначальной
Этот храм находится в селе Танкеевка Спасского района Татарстана. Его строили долго, при возведении сменилось несколько архитекторов. Основное здание построено по проекту Константина Тона в 1859 году. Позже, в 1897 году, Федор Малиновский достроил колокольню. Обширная кирпичная церковь в русско-византийском стиле была возведена помещиком графом Д.М. Блудовым. Четырёхстолпный храм завершён пятью шатровыми куполами, с симметричными алтарём, а также с притвором, к которому примыкает шатровая колокольня. В холодном храме имелись боковые Казанский и Никольский приделы, в западной части устроены тёплые приделы Димитрия Ростовского и Александры Царицы. Церковь была закрыта в 1930-ом. Однако уже в 2003 году возвращена верующим. Из соображений безопасности богослужения проводятся в приспособленном помещении. В церкви хранился чтимый Казанский образ Божией Матери.
Церковь имени Архистратига Божия Михаила
В небольшом селе Нижнее Чекурское на границе Татарстана и Чувашии на севере и Ульяновской областью на юге стоит старинный храм, куда отовсюду едут паломники.
Однопрестольная деревянная церковь была построена общими усилиями сельчан в 1905 году. Позже долгое время храм стоял заброшенным. В 1909 же году, как сказано в книге того времени, «малиновый звон колоколов поплыл над холмистой окрестностью, сзывая Православный люд на первую праздничную службу в новую церковь во имя Архистратига Божия Михаила».
В 2000 году у Владыки Татарстанского Анастасия было получено благословение на ведение временных служб. Но только к 2006 году церковь была восстановлена, настоятелем стал священник Олег Волков. Батюшка служит там до сих пор, по всей соседним областям летит слава о нем как о замечательном целителе и прорицателе.
Несуществующий храм
В селе Старая Грязнуха Старомайнского района когда-то существовал один из самых старинных храмов. Сейчас село практически вымерло, сведения о храме пришлось собирать по крупицам.
Первую однопрестольную деревянную церковь имени Николая Чудотворца построили в Старой Грязнухе в 1712 году, через 38 лет после основания поселения выходцами из Нижегородского уезда. В 1750 и 1890 годах храм перестраивали и ремонтировали.
Через 194 года после сооружения первого храма, в 1906 году, на средства прихожан возвели новую каменную церковь. Должность священника исполнял Гаврила Троицкий.
В апреле 1930 года власти решили снять с Николаевского храма 5 колоколов общим весом 1710,5 кг. В это время в церкви числились два служителя. Вскоре, по постановлению Старомайнского райисполкома от 15 мая 1930 год, по причине неуплаты страхового сбора в размере 544 рублей 82 копеек его деятельность прекратилась. Когда храм был окончательно закрыт, установить не удалось, но известно, что в 1935 г. в Старомайнском районе действовали только две церкви: Александро-Невская в Старой Майне и Знаменская в Волостниковке.
Одно из последних упоминаний о Николаевском храме содержится в протоколе заседания Старомайнского исполкома от 11 февраля 1952 года. Сегодня храм существует только на чертежах.
Потихоньку умирают
Заброшенных мест в области множество, и каждое из них богато своей историей, оставшейся в воспоминаниях старших поколений. Некоторые из образцов храмового зодчества скоро исчезнут из списка заброшенных, перейдя в разряд утраченных.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Каменная церковь с приделами Афанасия и Кирилла Александровских и великомученика Николая была сооружена в 1773-1777 гг. на средства помещика Афанасия Ивановича Зиминского. На сегодняшний день этот памятник архитектуры — один из наиболее интересных среди сохранившихся в нашем регионе с XVIII века. Находится эта церковь в селе Головино Николаевского района. В 1900-м году там было открыто церковно–приходское попечительство. В него входили 3 школы: «в селе земская и церковно-приходская, и в деревне Лыневке: школа грамоты (с 1899 г.), помещается в наемной квартире».
В настоящий момент храм включен в список памятников истории и культуры. Тем не менее, собственников церкви и людей, ответственных за его состояние — нет, поэтому администрация района совместно с местными жителями самостоятельно проводит работы по сохранению церкви, например, недавно огородили территорию забором.
Церковь Марии Магдалины
Большой интерес представляет деревянная церковь в Тёпловке Николаевского района (бывшее село Тёплый Стан Сызранского уезда). Но смотреть там толком и не на что. Дело в том, что церковь, простоявшая ни много ни мало с 1863 года, рухнула: сложилась, как карточный домик. Её строительство продолжалось аж до 1899 года по инициативе землевладельца Людвига Дроздовского. Располагалась она на территории усадьбы дворян Бестужевых. В ХХ веке были утрачены вертикальное завершение храма и колокольня, а само здание храма было приспособлено под школьный спортзал. С середины 70-х годов церковь находится в бесхозном состоянии.
Храм Казанской иконы Божией Матери
Храм этот находится в селе Жедрино Кузоватовского района. В этом году ему исполнилось 213 лет. Его спроектировал итальянский зодчий И. Тоскани, чью идею воплотили на средства помещика А.М. Ушакова. В советское время храм использовался в качестве зернохранилища. На сегодняшний день существует проект архитектора, выпускника петербургской Академии художеств Антона Фирсова, под названием «Этнопарк в Ульяновской области», целью которого является возрождение родовой усадьбы святого воина, адмирала Федора Ушакова. На территории Жедрино даже проводился осмотр местности, после чего выявили еще один объект культурного наследия — «Парк усадебный загородный дворян Ушаковых», XIX — нач. ХХ вв. Прошло уже несколько лет, но реализация проекта так и не началась. По задумке автора, восстановить нужно не только храм, но и усадьбу с парком, чтобы «прекрасный уголок земли обрел многих посетителей».
Есть что восстанавливать, сейчас главное — найти для этого средства и силы.
Александра НИКИФОРОВА