В Ульяновской области вводятся дифференцированные взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с этим готовится актуализация региональной программы.
Дифференцированный, то есть с учетом различий, взнос подразумевает под собой, что жители разных домов платить будут по-разному. Напомним, сейчас у нас пока действует одинаковый для всех домов минимальный взнос в размере 5,2 рубля за квадратный метр. А с 1 июня 2016 года произойдет разделение в зависимости от этажности МКД. Так, для жителей высоток свыше 9 этажей новый минимум составит 5,4 рубля, для собственников квартир в домах от 5 до 9 этажей – 5,5 рубля, для домов ниже 5 этажей – 5,6 рубля. То есть чем этажей меньше, тем больше придется платить.

– Цена ремонта домов разной этажности отличается в зависимости от количества квартир, поэтому вопрос дифференциации является принципиальным для большинства собственников жилья в регионе. Эта мера принята с целью приведения регионального законодательства в соответствие с Жилищным кодексом РФ, – прокомментировала директор Фонда модернизации ЖКК Нина СИДОРАНОВА.

По мнению экспертов, новый взнос не соответствует реальным затратам. Изначально регоператор предлагал другие размеры взносов – от 5,5 до 13,47 рубля. Но в итоге разделение решено было сделать по сути символическим, чтобы соблюсти требования Минстроя РФ и при этом не накалять социальную напряженность в регионе.

Если по-честному, то жильцы старых двухэтажек должны платить в несколько раз больше, чем жильцы высоток. Но в таких ветхих малоэтажках, как правило, живут малообеспеченные пожилые граждане, значительно увеличивать их плату было бы как минимум бесчеловечно. К тому же это увеличило бы и нагрузку на региональный бюджет, так как сразу возросли бы выплаты на компенсации.

– Для каждого дома взнос должен быть свой, рассчитанный с учетом реального состояния дома, видов и сроков необходимых ремонтных работ. Я знаю дома, в которых собственники уже сегодня составили планы ремонта на несколько лет вперед и принимают соответствующие этим работам размеры взносов, которые отличаются от новых минимальных в полтора и больше раз. Но не всем жителям под силу такие расходы. Именно поэтому мы по-прежнему предлагаем ввести федеральное софинансирование капремонта, – сказал председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Заксобрания Ульяновской области адий АНТОНЦЕВ.

В региональном Правительстве провели расчеты и утверждают, что за повышением не должно последовать ощутимого роста доли расходов граждан на услуги ЖКХ в совокупном доходе семьи.

Начало на стр. 1 В соответствии с Жилищным кодексом РФ, обновление программы должно производиться не реже одного раза в год. На данный момент регоператором – Фондом модернизации ЖКК Ульяновской области – подготовлен проект данной актуализации, который был представлен на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания региона. Планируется, что после проведения проверок и согласований областной прокуратурой, Управлением Минюста и другими контролирующими органами документ будет принят Правительством Ульяновской области в ближайшее время.

– За время работы программы обнаружились недочеты, которые требуют исправления. И это нормальный процесс отладки любого нового механизма. Уточняется техническое состояние некоторых объектов, переносятся сроки выполнения абот на более ранние периоды. роверяется перечень домов, которые должны находиться в программе, но муниципалитеты изначально забыли их туда включить. В Ульяновске, например, оказалось 50 таких зданий. Вместе с тем, напротив, исключены из программы порядка 350 домов, попавших под программу реновации города. На самом деле актуализация – длительный и кропотливый процесс, который будет выполняться год от года, – прокомментировала руководитель регионального оператора капремонта Нина СИДОРАНОВА.

Депутаты, в свою очередь, сообщили, что к ним поступают обращения от собственников, которым не совсем ясны критерии очередности проводимого капремонта. Есть примеры, когда дома в относительно хорошем состоянии и сравнительно новые по году постройки подпадают под ремонтные работы гораздо раньше, чем более старые и ветхие МКД. В качестве примера привели дом №46 по проспекту Гая. У здания практически отсутствует крыша, необходим срочный ремонт, чтобы обеспечить условия проживания для людей. Однако в региональной программе данный дом стоит в очереди на капремонт лишь на 2036 год.

– Необходим эффективный и понятный собственникам механизм изменения очередности капремонта, внесения изменений в уже утвержденный перечень видов работ. Нужен ежегодный мониторинг технического состояния всех домов, результаты которого будут размещаться в Интернете. Только при такой системе дата капремонта будет соответствовать реальному состоянию дома, – считает председатель Комитета Заксобрания по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ. – Однако такая система в Ульяновской области отсутствует.

Региональная программа капремонта общего имущества многоквартирных домов начала работать на территории региона в декабре 2014 года. В адресный перечень вошли более 6,5 тыс. зданий по всей области, которые подлежат ремонту в течение 40 лет. В 2014 году капитальный ремонт прошел на 99 домах, причем, тогда это еще было на условиях софинансирования в рамках Федерального закона №185-ФЗ. В 2015 году работы выполнены на 222 домах и впервые полностью оплачены из накоплений самих собственников. В этом году при помощи коллективной «кассы взаимопомощи» регоператора планируется отремонтировать 287 домов.

При этом требуется постоянная, то есть проводимая регулярно, оценка состояния всех МКД. В обязанности управляющих организаций уже заложено проведение весенне-осенних осмотров дома, и некоторые УК это делают добросовестно. Но, к сожалению, выявленный процент износа жилого здания не сильно влияет на сроки проведения капитального ремонта.

Как прокомментировали в Фонде модернизации ЖКК, при определении очередности, кроме износа, учитываются еще три важных критерия: год ввода в эксплуатацию, степень заполнения электронного паспорта и платежная дисциплина собственников дома. Баллы формируются совокупно этим критериям и определяют очередность в программе. И в какой-то степени это справедливо: ведь если в доме живут безответственные собственники, которые не следят за тем, как заполняется электронный паспорт их МКД и не платят деньги за ремонт, то почему их жилье нужно ремонтировать раньше?

– Создавшаяся ситуация, когда изношенные дома стоят в региональной программе на более позднее время, – это результат недоработок при заполнении электронных паспортов МКД. Каждый дом должен был пройти процедуру экспертизы с точной оценкой требуемых работ. Но многие управляющие компании провели анализ состояния вверенных им домов формально, а порой и с конфузом. Например, был случай, когда кирпичный девятиэтажный дом в центре Ульяновска в паспорте описали как «здание с деревянным фасадом», – прокомментировал заместитель министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей НОСКОВ.

По его мнению, требуется оценка состояния жилого фонда, которую должны дать управляющие организации или муниципалитеты. Зачастую представленный регоператору электронный паспорт не отражает реального состояния дома.

В этом случае собственникам можно посоветовать обратиться в свою управляющую компанию или в Управление ЖКХ администрации с требованием внести соответствующие поправки. И при следующей актуализации программы сроки проведения капремонта в данном доме могут измениться.

Сегодня на сайте регионального оператора в сети Интернет по адресу: www.fondkr73.ru в разделе «Программы» опубликован действующий адресный перечень, принятый в 2014 году. Любой житель может найти свой дом, уточнить данные электронного паспорта объекта и узнать, когда запланирован ремонт.

upravdom-30-05-2016