Планы по подчинению «Авиастара» воронежскому авиационному предприятию и идущие переговоры по продаже ульяновскими владельцами сети магазинов алкоголя «Градус» иногородней фирме – как последние гвозди в казну нашего региона. Продажа «Градуса» является, вероятно, частью процесса избавления ульяновского бизнеса от активов. Учредители сети, по слухам, покидают страну, и кто-то из них якобы уже в США. В смене собственников компаний никакой особой трагедии вообще-то нет, если бы в случае с «Градусом» это не происходило так, как у нас и происходит уже лет пять-десять подряд, когда актив не просто уходит к другому владельцу, а выводится из области.

Потенциальные покупатели «Градуса» зарегистрированы в Нижнем Новгороде, магазины имеют во многих регионах страны, а их хозяева юридически связаны с Кипром. То есть головной офис ныне пока еще ульяновской алкосети будет выведен, как минимум, в Нижний и из местной юрисдикции уйдет. Это означает уход в Нижний и налогов, уплачиваемых по месту регистрации компании. Произойдет, словом, то, что произошло и с нашей торговлей продуктами и промтоварами, задавленной трансрегиональными (а частью международными) ритейлерами с пропиской в Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге и прочих городах и весях, куда вслед ушла и выручка с прибылями и налогами. Естественным образом ослаб и надзор за всей этой отраслью со стороны ульяновских контролирующих органов, включая налоговиков. Политика открытых дверей для иногороднего бизнеса, которому спешно продавалась либо сдавалась в аренду недвижимость под магазины, одновременно была и политикой открытых дверей для вывода из региона капиталов и налогов.

Похожие сценарии наблюдались и в других секторах областной экономики. В филиалы фирм, зарегистрированных в Самаре, Тольятти, Москве и на Кипре, превращена ульяновская тепло-, электроэнергетика. По сути цехом компании Sollers Вадима Швецова, проживающего в Москве и за границей, стал Ульяновский автозавод, лишившийся какой-либо финансовой и управленческой самостоятельности. Цехом же, но уже фирмы «ГАЗ», проживающего в Лондоне Олега Дерипаски давно является Ульяновский моторный завод. К ним присоединяется и «Авиастар-СП». То же – в банковской сфере, где местные кредитные организации имеют статус либо филиалов, либо отделений материнских компаний, прописанных вне области. И в связи, стационарной и мобильной. Абсолютно все крупные киты во всех отраслях представляют собой насосы, перекачивающие деньги из области в столицы, новые и старые, и за рубеж, используя регион как колонию, которую непрерывно выхолащивают.

Те новые предприятия, которые строятся в Заволжье, регион не спасут. Во-первых, потому что они слишком незначительны по числу рабочих мест. А во-вторых, наша власть предоставила им на много лет вперед льготы, освободив от уплаты налогов в местные бюджеты, в результате чего они теперь неотличимы от насосов, о которых шла речь выше. Область же в целом все больше напоминает шкуру, оставленную змеей на лесной тропинке. Вроде змея как змея, а ткни палочкой – пусто.

Василий Мельник