Такую версию высказал в минувшую среду на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) представитель Московского НИИ по проблемам ГО и ЧС Геннадий Нигметов.
Посвящалось заседание обсуждению отчетов о причинах апрельских оползней в Ульяновске – в первую очередь того, что разрушил грузовую «восьмерку». Об официальной позиции мы не раз уже писали. Ее можно свести к одному – строительство жилого комплекса «Пионер-парк» никакого влияния на оползневую ситуацию не оказало и не оказывает. Было бы странно, если бы эта позиция была иной, поскольку слишком многие должностные лица имели к стройке если и не прямое, то косвенное отношение и, по идее, несут за нее ответственность. Но нести ее им, понятное дело, не хочется.
Основных причин оползня отчет называет по сути три. Это климатические условия, высокая обводненность склона и грунт, насыпанный при строительстве грузовой «восьмерки». Первую и третью всерьез принимать, видимо, не стоит. Прошедшая зима не представляла из себя ничего из ряда вон выходящего. Высота снежного покрова была, пожалуй, даже ниже среднего – случались зимы с сугробами и покруче. 2015-й же год был, скорее, засушливым, чем влажным, и лето с осенью больших запасов влаги в почве обеспечить не могли. А половодье в нынешнем году попросту отсутствовало – не плавал даже вечно плавающий весной поселок Мостовая. Так что климат ни при чем.
Насыпной грунт на грузовой «восьмерке» лежит уже много лет. До сих пор он никуда не сваливался и почему, спрашивается, свалился сейчас, да еще как бы и увлек за собой тысячи тонн попутно. Мы неоднократно повторяли, что в наличии могут быть разные факторы, способствующие сходу оползней, но самих оползней может и не быть. Пока не сработает условный спусковой крючок. Если это высокая увлажненность склона, как сказал один из московских экспертов, или высокий уровень подземных вод, как, видимо, то же самое определил другой, то откуда он, этот уровень, взялся? Осадков, повторюсь, у нас выпадает в последние годы куда меньше, чем это было раньше, но раньше – 10, 20, 30 лет назад – оползней не было. Что добавилось-то к обычным факторам? Добавились стройки и, в частности, «Пионер-парк» на углу улиц Минаева и Железной дивизии.
И куда большей серьезности заслуживает, на мой взгляд, точка зрения ульяновского специалиста Ивана Мирошникова, который говорит тоже о подземных водах, но немного не в той плоскости, в которой о них говорят москвичи. Мирошников считает, что переувлажненность склона могла быть спровоцирована именно строительством «Пионер-парка». Заколотив на площадке порядка пяти тысяч свай и начав интенсивно нагружать ее надземными конструкциями жилого комплекса, застройщик уплотнил грунт, что привело к изменению русел подземных вод, которыми они текли десятки лет, они пошли другими путями, дошли, возможно, до оползня и его столкнули. Но хуже того – никто не знает, где они выйдут вновь, поскольку ни на местном уровне, ни москвичами эта проблема не исследуется, и склон продолжает оставаться миной замедленного действия, которая может рвануть в любой момент, в любом месте, в том числе и непосредственно под «Пионер-парком».
И наконец о роли железной дороги. Господин Нигметов на заседании КЧС заметил, что «некоторое воздействие на склон могут оказывать движущиеся железнодорожные составы и тяжелая автомобильная техника». Больше ста лет поезда ходили, причем в гораздо большем количестве, чем сегодня, и все было нормально. То же и о грузовиках, часть из которых идет теперь по новому мосту через Волгу, а не по старому. Но оказывать влияние это все-таки, наверное, может, если добавить еще и вышеупомянутый спусковой крючок. Без него оползней не бывает.
Сергей Поленов