АВИАЦИОННЫЙ СЕКТОР ДЛЯ УЛЬЯНОВСКА – ОДНО ИЗ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ НАЧАЛ. ЭТО ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС СОВРЕМЕННЫХ И ИСПЫТАННЫХ ГОДАМИ ПРОИЗВОДСТВ, А ЗНАЧИТ ПРЕСТИЖ, РАБОЧИЕ МЕСТА, НАЛОГОВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ. ЭТО БОЛЬШОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС БУДУЩЕГО.

ТАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИЛОСЬ, ЧТО ИМЕННО УЛЬЯНОВСК СТАЛ ЦЕНТРОМ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ МОЩНОСТЕЙ, ИННОВАЦИЙ И, ГЛАВНОЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. НЕДАРОМ ГОВОРЯТ: “ВОЗРОЖДЕНИЕ АВИАЦИИ НАЧАЛОСЬ С УЛЬЯНОВСКА”.

УЛЬЯНОВСКИЙ БРЕНД
Еще живы в памяти те времена, когда в условиях масштабного кризиса думать и заботиться не успевали о насущном, куда уж там до гиганта “Авиастара”! Даже 10 лет назад мощные производственные комплексы представляли собой, с экономической точки зрения, лишь обузу, от которой, соответственно, избавлялись безжалостно. Однако наш авиастроительный комплекс, как и многие другие масштабные заводы региона, устоял под натиском времени. Устоял и не пошатнул своих позиций. И здесь не обошлось без волевого решения заступившего тогда на должность губернатора Сергея Морозова.

Немалую роль в успешном развитии авиастроительной отрасли сегодня играют своевременно оказываемые меры поддержки: региональные власти предоставляют налоговые льготы и создают благоприятный административный режим. Все это позволило вдохнуть новую жизнь в предприятия ульяновского авиапрома, главным из которых по праву считается “Авиастар-СП”. В первую очередь был разработан целый ряд мер по поддержке предприятия, включающий в себя программы отраслевого опосредования и облегчения налогового бремени и имущественных льгот, защиты интересов предприятия на федеральном уровне, помощи в решении социальных и жилищных проблем работников авиазавода. Также для привлечения молодых специалистов в отрасль предусмотрены так называемые “подъемные” средства. Более того, именно авиационные производства стали родоначальниками возрождения взаимоотношений с учебными учреждениями, фактически ведя своих будущих специалистов со школьной скамьи.

Значительную поддержку “Авиастару” оказывает и федеральное Правительство, обеспечивая предприятия государственным заказом. Сейчас завод трудится над реализацией большого государственного заказа на производство 39-ти машин “Ил”. К тому же ульяновские авиастроители ведут строительство – первого опытного образца уникального для России топливозаправщика “Ил-78М-90А”.

Якорное предприятие отрасли – завод “Авиастар” – проходит серьёзную модернизацию. Сегодня он является крупнейшим по численности занятых работников авиазаводом Поволжья (10 тысяч человек). В 3 раза за последние пять ~ лет выросла производительность труда. Инвестиции в модернизацию производства за этот же период превысили 5,5 млрд рублей.

Кроме того, было уделено немало внимания и программе реализации проекта по производству комплектующих, что дает перспективную возможность заключать долгосрочные выгодные договоры с крупнейшими представителями авиационной промышленности.

Вокруг предприятия сформирован мощный авиакластер. Почти сотня организаций встроена в различные технологические цепочки и крупные авиационные проекты страны во всех сферах: в военной, гражданской авиации, в авиации специального назначения.

Значительной будет роль предприятий кластера и, в первую очередь, “Авиастара” при запуске в производство еще нескольких новых моделей самолетов. Сейчас в стадии активной разработки пассажирский лайнер “МС-21”, грузовой “Ил-112”. В освоении всех этих моделей ульяновский авиакластер также будет играть ключевую роль. И это позволит обеспечить дополнительную занятость рабочих.
Итак, по всем признакам в области сформировалась вполне самодостаточная авиационная “ячейка”. Так что Ульяновск с полным основанием можно назвать авиационной столицей России. Во всяком случае, движение в этом направлении идёт полным ходом.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Однако без решения кадровых вопросов фактически невозможно дальнейшее движение и развитие авиационного кластера и авиации в целом. За последние несколько десятков лет, можно сказать, отрасль осиротела. В связи с этим сегодня на регион как единственный полноценно сохранивший научную и педагогическую базу в стране возлагаются большие надежды, не побоюсь этого слова, российской авиации. И речь здесь идет не только о пилотах, диспетчерах, стюардах, но о создании мощной инженерно-технической базы в ее человеческом потенциале. Возможно, это и послужило мотивацией организационных инициатив, впервые проводимых в рамках Международного авиационного форума, который развернул свою работу в Ульяновске со 2 по 5 июня.

Так, новинкой программы стал Второй открытый корпоративный чемпионат ПАО “Объединенная авиационная корпорация” по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, который состоится в один из дней форума. Соревнования будут проводиться по направлениям: фрезерные и токарные работы на станках с числовым программным управлением, инженерная графика CAD, производственная сборка изделий (авиационной техники), электротехника. Также пройдут межрегиональные соревнования, которые объединят юных изобретателей-авиаторов в возрасте от 9 до 14 лет.

Более того, в поисках юных талантов и будущих Королёвых впервые в рамках МАТФ состоится Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества “От винта!” Также традиционно в этом году форум включит в себя мероприятия проекта “Российский инжиниринг-2016”, в ходе которых пройдет III Всероссийский конкурс “ТОП 100 лучших инженеров России”, обучающие семинары и мастер-классы компаний-вендоров – ведущих мировых лидеров в разработке программного оборудования.

А под занавес стартует IV кадровая конференция “Профессионалы авиации”. Это единственная в России конференция, объединяющая в рамках одной дискуссионной площадки представителей органов власти, руководителей авиапредприятий, а так-“ же ведущих специалистов центров подготовки персонала для всех сегментов отрасли гражданской авиации.

Подытоживая, можно сказать: российская авиация возрождается, и Ульяновский авиакластер играет в этом возрождении важнейшую роль.

Ольга ФИЛИППОВА