или Прогулки с архивистом по Воскресенскому некрополю.
Антон Шабалкин, архивист
По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве. Джозеф Аддисон (1672-1719), английский литератор
… Всегда считал, что степень культурности народа измеряется отчасти и отношением его к могилам.
А.В. Жиркевич (1857-1927), военный юрист, коллекционер, литератор

С этих двух цитат я начал 28 мая 2016 года экскурсию по Воскресенскому некрополю (старое кладбище на улице Карла Маркса).

Фраза Пушкина про «любовь к отеческим гробам» давно стала хрестоматийной. Увы, Ульяновск в XX веке был безжалостно лишен своих древнейших некрополей. Последние пристанища многих известных и славных людей сравняли с землей. Практически единственное уцелевшее в городе кладбище с дореволюционными корнями – Воскресенский некрополь, расположенный в Ленинском районе между Старо- и Ново-Свияжскими пригородами и улицей Карла Маркса.

С лета 2014 года, когда исполнилось 140 лет со времени открытия Нового городского кладбища (так тогда именовали некрополь) многочасовые экскурсии средь могил стали уже традиционными. В столицах этим никого не удивишь, группы экскурсантов и одинокие посетители с интересом бродят по Новодевичьему кладбищу в Москве или некрополям Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Для провинции же это пока в диковинку и является большей частью уделом энтузиастов. Например, в Казани экскурсии по Арскому кладбищу уже не первый год водит историк Анатолий Михайлович Елдашев.

В Ульяновске, к счастью, тоже все больше людей начинают понимать, что кладбища – это не только место смерти и скорби, но и память прошлого. Разговоры о патриотизме останутся пустым звуком, если мы будем равнодушны к запущенности могил предков. Сколько правильных слов произносилось в прошлом году о литературном наследии симбирян. Но при этом пока по-прежнему пребывает в неприглядном, обшарпанном виде надгробный памятник поэту Дмитрию Дмитриевичу Минаеву…

Поэтому целью экскурсий является не только распространение краеведческих знаний, но и привлечение внимания общественности и властей к проблемам «города мертвых» – так переводится с греческого языка слово «некрополь». В этом году экскурсия, ввиду большого объема информации, была разделена на две части и проходила, соответственно, в два дня – субботу, 28 мая, и воскресенье, 29 мая.

Во 2-й половине XIX века городские кладбища Симбирска были переполнены. Поэтому возникла необходимость открытия нового. Городская дума отмежевала в 1868 году под новое кладбище вдоль дороги из Симбирска в село Мостовую участок в 5 десятин, а потом дело застопорилось. Лишь вмешательство нового губернатора Николая Павловича Долгово-Сабурова привело к тому, что городские и духовные власти наконец открыли новый погост 15 (27 по новому стилю) июля 1874 года. Кладбище было действующим почти столетие – до закрытия его горисполкомом с 1 августа 1972 года. За это время здесь, помимо похорон, случались различные трагические и курьезные истории. Будущий революционер 16-летний Валентин Рябиков, доказывая смелость, ходил «на спор» на кладбище ночью в ноябре 1899 года. В годы Гражданской войны милиция отлавливала среди могил проституток и отправляла их… на сенокос. А при прокладке в 1975 году по улице Карла Маркса трамвайных рельсов, проект согласовывался с настоятелем кладбищенского храма. «Он …просмотрел чертежи, задал несколько технических вопросов, а потом вывел аккуратным почерком «благословляю», расписался и освятил проект».

В 1980-1990-е годы заросшее кладбище стало прибежищем алкоголиков, наркоманов, бомжей и криминального элемента. В 2000 году по инициативе главы администрации Ульяновской области Юрия Фроловима Горячева была проведена огромная работа по благоустройству некрополя. Потом, при смене областной власти, кладбище вновь пережило период запустения и расхищения оград. Лишь в последние годы благодаря тесному сотрудничеству общества возрождения Воскресенского некрополя с городскими властями ведется работа по очистке территории кладбища от сухих деревьев и мусора.

Воскресенскую церковь в центре некрополя возвели спустя десятилетия после открытия кладбища. Причина – недостаток средств в городской казне. В архиве сохранились несколько неосуществленных проектов, в том числе прекрасном замысле архитектора Леонида Митрофановича Анненкова. Нынешний храм был спроектирован в 1906 году выдающимся зодчим Федором Осиповичем Ливчаком. В 1910 году выстроенное здание увенчал крест. А 4 июня исполнится ровно 105 лет со дня освящения церкви в 1911 году. И именно здесь совершил свое первое соборное служение на Симбирской земле будущий патриарх Московский и Всея Руси Сергий 26 сентября 1941 года.

По инициативе ряда краеведов и департамента по культурному наследию Ульяновской области была подготовлена документация по постановке Воскресенской церкви на охрану «в качестве объекта культурного наследия федерального значения». 25 февраля 2016 года соответствующий приказ подписал министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский. А 23 марта данный документ был зарегистрирован Министерством юстиции России. Таким образом, церковь Воскресения Христова стала первым храмом на территории области, получившим статус федерального памятника.

В первый день экскурсанты обошли 1-й, 2-й и 3-й кварталы, расположенные к востоку от храма. Из показанных захоронений особенно подробно говорилось о могилах первого Симбирского архиепископа Анатолия (Максимовича) и Ульяновского архиепископа Иоанна (Братолюбова), поэта Дмитрия Дмитриевича Минаева, скульптора Любови Александровны Турской, артистов Матвея Филипповича Шарымова и Лии Ефимовны Радиной, Героя Советского Союза Павла Васильевича Лаптева и др.

Во второй день экскурсанты ознакомились с захоронениями 6-го, 5-го, 11-го, 12-го, 9-го, 10-го и 4-го кварталов кладбища (перечислены в порядке маршрута экскурсии). Здесь можно выделить посещение захоронений Ульяновского архиепископа Иоакима (Благовидова), князей Баратаевых, купцов Чекалиных, врачей: хирурга Дмитрия Михайловича Емельянова, окулиста Григория Ивановича Сурова и психиатра Александра Ивановича Скипетрова, Братской могилы воинов, умерших от ран в госпиталях, католико-лютерантских надгробий и др. Завершилась экскурсия у памятника-кенотафа чешским легионерам, открытого 22 октября 2015 года.

Проведение экскурсий было бы невозможно, если бы много лет не накапливался материал – документы, периодика, краеведческая литература, рассказы старожилов. С 1990-х годов этот материал собирал ваш покорный слуга совместно с коллегой Иваном Эдуардовичем Сивоплясом и выдающимся знатоком истории региона, ныне покойным Алексеем Сергеевичем Сытиным.

Обе части экскурсии длились по три часа 40 минут и собирали каждый день свыше 25-30 человек различного возраста и социальных групп: прихожане Воскресенской церкви, сотрудники учреждений культуры и образования, люди, узнавшие о данном мероприятии из анонсов в СМИ и Интернете. Несмотря на жару, густые заросли и ненасытных комаров, большинство участников выдержали этот «кладбищенский марафон». Более того, по окончании экскурсии не поколотили своего «мучителя», а задавали вопросы: Когда состоится следующая экскурсия? Можно провести для студентов. Будет ли издана книга по истории некрополя?

Надеюсь, что в этом году состоится еще хотя бы одна экскурсия. А пока, пользуясь случаем, хочу пригласить читателей 3 июня в 11 часов на открытие информационной доски на стене Воскресенской церкви. Планируется вкратце рассказать о ее истории.

Память сотен тысяч наших земляков, лежащих в земле некрополя, заслуживает внимания. И средства, которые ныне щедро транжирятся на многочисленные фонтаны, скульптуры, несуразные памятные знаки, проведение помпезных съездов и форумов, правильнее было бы направить на приведение старейшего сохранившегося симбирского-ульяновского кладбища в достойное состояние.