В Барышском районе есть одно странное родовое поселение. Его жители отказались от благ цивилизации, медицинской помощи и ведут особенный образ жизни. С ними живут и малолетние дети. Что это за сообщество? «Молодёжка» разбиралась в этом вопросе.

Сурки вместо собак
Дорога до поселения не близкая — от Барыша еще минут тридцать в сторону Николаевки. А там по полям, непроезжим дорогам до ныне вымершей Малой Бекшанки. По пути застряли в огромной луже. Пришлось пересаживаться на местный «уазик».

Наш провожатый — первый заместитель главы администрации Барышского района Николай Кочедыков говорит, что дорога до поселения нужна позарез (может, специально повез по буеракам?), а люди там живут спокойные, никакая ни секта. Ну, немного странные — мясо не едят, не пьют, не курят. А так у них всё законно. Прописались, строят дома. Выделено 17 участков. Пять семей живут постоянно. Еще четыре дома сдаются. Всего 20 человек. Есть даже беженцы из Украины.

С горем пополам к обеду добрались до этого поселения под названием «Колыбель».

Вокруг лес, природа красивая, но всё заросло бурьяном и крапивой. Даже домов не видно. Дорог практически нет.

Идем по тропинке, а в крапиве то и дело раздаются странные крики. Оказалось, это сурки – здоровые, как собаки.

— А они у нас вместо собак. Как чужак появляется, так они нам сигналы подают, — говорит местная жительница.

Гектар безделья
Вот и первый дом. Обычный деревянный сруб, а на стене висит солнечная батарея. Внутри одна небольшая комната — она же и спальня, и зал, и кухня. На стене полки, посредине печка. На кровати лежит книга Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Вот в этой лачуге живут мать, отец и двое малолетних детей.

— Мы уже две зимы здесь перезимовали, — говорит 37-летний хозяин Александр, родом из Сахалина. — Списались по интернету и приехали. Не жалеем, что бросили квартиру. Дети довольны. Электричества у нас нет, но есть генератор. Телевизора и холодильника тоже нет. Да что смотреть по телеку? Сирия, Украина — одно и то же!

Хозяин показывает владения — целый гектар земли. А толку-то? Участок не обработанный, весь в сорняках. Небольшие теплицы.

Нет, не любят, похоже, поселенцы землю. Повсюду вбиты какие-то колышки, оказывается, это метки, где растут пионы и посажены саженцы. По три-четыре грядки огурцов, моркови, зелени. Картошки практически нет.

— Но этим сыт не будешь. Как живете? — спрашиваю хозяина.

— В магазине покупаем, — говорит его супруга Людмила, кстати, бывший дизайнер.

Сколько там детей?
В другом доме ситуация похуже — погреб весь затопило, хорошо хоть успели вынести провизию.

Да тут люди не живут, а выживают! Только, наверное, боятся себе в этом признаться. Как нам показалось: чего-то они не договаривают. Всё как-то противоречиво…

В поликлинику они не ходят. Травами лечатся, а дети якобы не болеют. Одна беременная женщина недавно ездила рожать к какой-то бабке-повитухе в Самару. Вроде всё обошлось. Хотя некоторые поселенцы утверждают, что если дети заболеют, то обращаются к врачу.

На вид детишки здоровые, опрятные, разговорчивые. Но сколько их там, боюсь, никто не знает. Все путаются в цифрах. Известно, что семеро ходят в школу.

14-летний Антон охотно показывает, как хорошо владеет шашкой. Парень со своим взглядом на жизнь. Может и с учителем поспорить. А вот повадки все отца. А с кого тут ему брать пример? Хотя говорят, что летом приезжают дети из Самары, типа в «народный лагерь». Странное сборище получается.

А недавно к поселенцам приезжали гости из Германии и Израиля. Видимо, искали себе участок земли.

— У нас есть гостевые дни, ответственный человек за это, — говорит Андрей Лисин, так сказать, глава поселения (приехал из Самары). — Потом мы собираемся вместе в гостевом доме, и приезжие рассказывают всё о себе.

Закедрились
Много там странностей и своих тайн. Вот, говорят, что они мясо не едят. А одна бабушка (приезжает на лето к дочери) призналась, что на обед у них в тот день был борщ с курицей. Хоть и редко, но пьют домашнее вино.

Ни в Бога, ни в чёрта они не верят, зато почитают культ «странной лесной девы» Анастасии, у которой в слугах волк и медведь. И которая якобы нашептала своё учение некоему господину Мегре (не путать с комиссаром). Тот написал книжки, и его поклонники начали превозносить идеологию под названием «Звенящие кедры России». Суть одна: природа — бог, кедр — мистическое дерево, поэтому всему голова. Хотя кедра в округе и в помине нет.

Тайны поселенцев
Поселенцы ратуют за возрождение народного ремесла и экологически чистых продуктов. Но ничего подобного нет.

Да и странно это: по учению, обливать себя водой на огороде, так сказать, смывать все болезни, а потом выращенный урожай кушать.

Непонятно, на какие шиши они там живут? Ведь ничего не производят. Шабашки нет, огороды небольшие. Ну не может прожить семья целый год за счет продажи огурцов с трех-четырех грядок. А ведь поселенцы исправно платят налог за землю — 2500 рублей в год. Может быть, есть какой-то тайный фонд Анастасии или какого-то другого дяди? А может, сдают свои городские квартиры и живут на вырученные деньги? Но об этом молчок.

Как молчат они и о таинственном двухэтажном доме, скрывающемся в лесу на другой стороне поселения. По слухам, там обосновался какой-то бывший самарский полицейский, прошедший «горячие точки». У него есть и трактор, и плуг (так и хочется добавить: «да еще сто слуг»).

Странный дом в виде юрты строит худощавый, высокий холостой мужчина. Непонятно также, почему у поселенцев поменялся старший? Ведь два года назад, когда журналисты «МГ» впервые к ним приехали, здесь всем командовал некий Павел из Барыша, он же и основал пять лет назад это поселение. Что это — борьба за власть?

И пусть простят меня читатели: непонятно, как складывается интимная жизнь поселенцев. Ведь они с детьми ютятся в одной комнате. Неужели всё происходит на глазах детей? Ведь в самом учении господина Мегре говорится о том, что нужно размножаться и растить «экологически чистых детей».

Пока всё тихо
Теперь поселенцы просят чиновников построить им дорогу. По сути, она нужна. До школы 3-4 км, инепонятно, как добираются туда дети в холода и распутицу. Хотя у каждой семьи есть легковая машина. Но это далеко не внедорожник.

На дорогу нужно более 40 млн руб. Вроде деньги можно найти. Но не получится ли так, что дорогу проложат, и сюда устремятся все почитатели таинственной Анастасии и «звенящих кедров». Эх, и зазвенит всё вокруг. Как бы это место не стало потом центром новой религии…

— Пока никакой опасности нет. По вероучению это неоязычники, но заявляют, что не являются последователями Мегре, хотя его книги читают, — сказал «МГ» заместитель председателя миссионерского отдела Симбирской и Новоспасской епархии Василий Дронов. — Они заявили, что разделяют идеологию «Звенящих кедров России». Хотя избегают прямых вопросов: «В кого верите и как верите?». Я считаю, что перспектив у поселка нет.

А может, всё просто — дорога нужна для того, чтобы потом втридорога продать земельные участки поселения «богатеньким Буратино»? А в районной администрации просто лоббируют чьи-то интересы?

Сейчас сотрудники областной Палаты справедливости и общественного контроля готовят своё заключение по этому поселению. Несколько специалистов минздрава, минобразования и полицейские выезжали в ту деревню. У всех остался какой-то осадок…

Арсений КОРОЛЕВ