ПОТОК ТОВАРОВ, ПЕРЕСЕКАЮЩИХ ГРАНИЦЫ РЕГИОНА И РОССИИ В ЦЕЛОМ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ, РАСТЁТ ГОД ОТ ГОДА. МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ СТРОЯТ АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ РАСШИРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЖДЕНО ЛИ ИМ СБЫТЬСЯ? ПРИЖИЛСЯ ЛИ В УЛЬЯНОВСКЕ “СВОБОДНЫЙ ПОРТ”? ИЛИ МЫ РАЗВИВАЕМСЯ СОБСТВЕННЫМ, САМОБЫТНЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ ПУТЕМ? ПОПЫТАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ.

УЛЬЯНОВСКАЯ ОСОБАЯ
Отличительной особенностью портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) на базе аэропорта “Ульяновск-Восточный” является её близость к предприятиям авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Дальнейшие планы по продвижению ПОЭЗ грандиозные. Так, к примеру, к 2032 году планируется освоить территорию в 640 га, на которой будут располагаться около 100 компаний с общим числом работников более 17 тысяч человек. Инвестиции частных компаний составят более 60 млрд руб., а поступления в бюджет – более 20 млрд руб. К слову сказать, на днях была вбита первая свая в строительство объекта будущего – индустриального парка. Эта территория планируется как территория-инкубатор. В течение трех лет каждый вошедший в ее границы получит возможность развивать свой бизнес в тепличных условиях. И лишь когда встанет на ноги, уже будет выпущен в большой “акулий” мир бизнеса, освободив место следующему “малышу”.

– Этот проект имеет для нас особое значение, ведь благодаря портовой зоне наш регион получает все шансы войти в систему глобальной кооперации и получить доступ к мировому рынку авиационной и авиастроительной отрасли, заняв при этом до 30% рынка обслуживания воздушных судов на территории СНГ, – подчеркнул глава области Сергей Морозов. – Кроме того, портовая особая экономическая зона является значимой частью регионального авиационного кластера.

И она, безусловно, дает абсолютно новые возможности для сотрудничества его участникам, количество которых на сегодняшний день продолжает расти.

Планируемый срок сдачи объекта – первый квартал будущего года. В нем смогут разместиться более 20 резидентов разного профиля. Индустриальный парк будет представлен четырёхэтажным комплексом типовых производственных и офисных помещений, общая площадь которого составит 14 362 кв. м.

По самым скромным подсчётам, инвестиции частных компаний к 2024 должны превысить 26,4 млрд рублей, а налоги всех уровней в бюджет Ульяновской области – 4,8 млрд рублей. Уже сегодня к реализации проекта особой экономической зоны было привлечено свыше полутора миллиардов рублей, из них более 200 миллионов – вливания из областного бюджета.

– Индустриальный парк, который мы начинаем строить, на сегодняшний день практически распределен между резидентами – этот проект актуальный и востребованный. Это очередная важная точка роста нашего региона. Ульяновская область доказала всем, что даже небольшими ресурсами мы можем эффективно оперировать, можем двигаться вперед, можем формировать точки роста не регионального, а всероссийского значения, – отметил Александр Смекалин, первый заместитель председателя правительства.

Помимо готовой инфраструктуры и пониженных арендных ставок на землю, резиденты ульяновской ПОЭЗ освобождаются от выплат таможенных пошлин и НДС на товары, ввозимые на территорию особой зоны из-за границы РФ, а также получают ряд налоговых льгот. В частности, в течение 10 лет резиденты пользуются пониженной ставкой налога на прибыль и не платят транспортный и земельный налоги, а в течение 15-ти лет – налог на имущество.

Врио губернатора Сергей Морозов подчеркнул, что портовая зона открывает совершенно новые пути не только для экономического, но и для социального развития области, позволяя создавать высокооплачиваемые рабочие места, которые помогут как трудоустроить наших жителей, так и привлекать квалифицированные кадры из других регионов страны.

РАЗВЕИВАЕМ СЛУХИ
С первых дней строительства и по сей день вокруг ПОЭЗ ходят толки и пересуды не самого позитивного характера. Многие высказывают мнение, что всё это лишь “мыльный пузырь”, “пустышка”. Однако жизнь диктует совсем иную расстановку сил.

Так, фактически с первых дней создания ПОЭЗ к своей работе приступили более 5 компаний-резидентов, успешно действующих и по сей день: ООО “Волга-Днепр Технике Ульяновск”, компания “Technic One” (бывшая “ААР-Рус”), к слову, в апреле этого года компания уже открыла первый и уникальный по своим масштабам и возможностям логистический центр, ООО “ИнтерАвионика”, АО “ПРОМТЕХ-Ульяновск”, ООО “ПК АФТ”, которая создаст центр сборки аэродромной техники, проект ООО “1А” будет заниматься поставкой авиационно-технического имущества.

“РАСТИ БОЛЬШОЙ!”
На достигнутых успехах останавливаться никто не намерен. Так, сегодня ведется активная работа по привлечению китайских инвесторов для создания Центра дистрибуции китайских товаров. Удалось заинтересовать данным проектом ряд китайских компаний, а также торговое представительство КНР в России. Проекту способствует географическое положение Ульяновска в центре европейской части РФ, возможность доставки товаров в ПОЭЗ всеми видами транспорта, включая авиационный и речной, режим свободной таможенной зоны, а также налоговые льготы.

Стоит отметить важность “режима одного окна”, который должен избавить резидента от необходимости вести сложные согласования по самым разным вопросам зачастую с десятками ведомств.

Индустриальный парк, разместившийся на территории ПОЭЗ, предоставит еще одну возможность резидентам – брать в аренду готовые производственные площади. При этом в индустриальном парке возможно будет размещать и производства малых воздушных судов.

– Создание логистического промышленного комплекса в ПОЭЗ позволит привлекать в Ульяновскую область высокотехнологичные предприятия. Как минимум две компании нам уже подтвердили заинтересованность в размещении в нем своих производств. Они планируют вложить не менее 500 млн рублей инвестиций и создать 200 рабочих мест для жителей региона. Кроме того, в настоящий момент проходят процедуру получения статуса резидентов зоны компании из отраслей авионики, приборостроения и сложной электроники, привлеченные несколько месяцев назад. Они будут производить здесь светодиодную технику, бортовую электронику, аэропортовое оборудование, – рассказал генеральный директор Корпорации развития региона Сергей Васин.

Так что развитие портовой особой экономической зоны Ульяновска и индустриального парка, вопреки желанию многих злопыхателей, продолжается и с каждым днем лишь набирает темп. И всем консерваторам и не верящим остается только принять тот факт, что Ульяновская область уже давно вступила на путь технического прогресса и инноваций, и теперь нужно только работать и работать.

Ольга ФИЛИППОВА