В какой лампе был заточен джинн, служивший Аладдину, кого в России били канделябрами и на каких улицах Симбирска работали фонарщики – на эти и другие вопросы об эволюции осветительных приборов рассказывает новая выставка в Музее городского быта (улица Ленина, 90).

На экспозиции нет разве что костров и факелов. Остальное – в богатом разнообразии, которое существует в фондах музея-заповедника “Родина Ленина” благодаря старожилам, поделившимся своим наследством. Дольше всего Россия жила с лучиной – она даже стала одним из символов Руси. Лучину крепили на светец – выставку украшает светец в виде павлиньего хвоста, выкованный кузнецом. Рядом – настоящий раритет, масляная глиняная лампа. Ульяновские археологи нашли ее во время раскопок на территории средневекового государства – Волжской Булгарии, и датировали предмет X-XIII веками.

Затем наступило время свечей. Долго бытовали свечи сальные – процесс их изготовления хотя и долгий, но очень простой: окунай в растопленное сало, жди, пока слой застынет, окунай снова, и так много раз. Только вот оплавлялись они слишком быстро – даже фитиль горел не так скоро, поэтому для обрезки фитиля стали делать специальные ножницы – на витрине их можно увидеть. Вероятно, в домах попроще и ножницы имели вид обычный, а дворяне и подражающие им купцы владели предметами изящными, изысканными, изготовленными как в России, так и в Европе. Собственно, их потомки и передали в музей ножницы, колпачки для тушения свечей и, конечно, подсвечники. Здесь и маленькие подсвечники для церковных свечей, и кабинетные – каслинского литья, и канделябры на несколько свечей. Обратите внимание на красивый подсвечник в виде цветка – он привезен из Индии. Есть даже миниатюрные подсвечники в виде прищепок – держатели елочных свечей, из-за которых в Симбирске бушевал не один пожар. Сальные свечи сменили восковые, спермацетовые (из китового жира), стеариновые и, наконец, парафиновые. Кстати, с 1891 года в Симбирске в районе Тутей работал свечной завод. Принадлежал он епархии и снабжал свечами все церкви Симбирска. Дело было настолько прибыльным, что на вырученные средства содержали епархиальное женское училище, рассказывает куратор выставки Александра Гужова.

На выставке представлены и давно вышедшие из употребления предметы – спичечницы, металлические подставки, в которых хранили коробки. Сохранилась и коробочка, которой уже перевалило за сотню лет – она имеет такой же вид, что и современные. А сувенирные спичечные наборы напоминают о практически исчезнувшем увлечении – филумении, коллекционировании этикеток от спичечных коробков.

Во второй половине XIX века началось победное шествие по России и Европе керосиновых ламп. Изготовители так старались сделать лампы не просто функциональными, но и красивыми, что их владельцы с приходом в нашу жизнь электричества не решались с ними расставаться и находили умельцев, переделывавших керосиновые лампы в электрические. На выставке есть даже переделанный в настольную лампу подсвечник.

Почти полтора столетия назад в Симбирске было гораздо темнее, чем сейчас. Освещались Петропавловский спуск, одна площадь и всего четыре улицы – Большая Саратовская (Гончарова), Московская (Ленина), Покровская (Льва Толстого) и Дворцовая (Карла Маркса). К 1870 году количество уличных фонарей достигло 400. В фонари заливали сначала сурепное масло, затем спирто-скипидарную смесь, позднее – керосин. На газовое освещение Симбирск так и не перешел, хотя в конце XIX века этот вопрос и поднимали.

Электричество – тема отдельного разговора, но хочется напомнить, что в Симбирске об электрификации заговорили еще в 1890-х годах, затем в 1905 году, но город все никак не мог найти средства, и электросеть появилась у нас только 1 января 1913 года. Газета “Симбирянин” уже 2 января сообщила: “Эффектным светом озарился беломраморный щит, а еще через несколько секунд по громадному белому залу разлилось море света. Зал разразился овациями, загремел хор трубачей, понеслись поздравления”. Торжество состоялось в здании, построенном на углу улиц Минаева и Железной дивизии по проекту Федора Ливчака, – в нем до сих пор размещается городская электростанция. В память об этом событии в экспозиции размещены подлинная лампочка начала XX века и единственная электрическая лампа – французская, с фигуркой Пьеро.

Анна Школьная