В Кремле заявили, что особые экономические зоны в России проявили себя как «крайне неэффективные» институты – с малой отдачей и нулевым КПД. Более того, в 2017 году федеральные власти не собираются финансировать ОЭЗ.

– Действительно, институт крайне неэффективный оказался; по крайней мере, он неэффективно себя проявил в нашей стране. Очень дорого, с очень малой отдачей, с нулевым КПД, – заявил журналистам в четверг пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда у него спросили, правда ли было дано поручение президента о прекращении создания новых ОЭЗ и прекращении работы существующих.

По его словам, речи о поголовном закрытии ОЭЗ нет, но в некоторых регионах их действительно нужно убрать. И новых ОЭЗ не предвидится. При этом речь не идет о территориях особого развития.

Позже выяснилось, что власти не собираются в 2017 году выделять деньги из федерального бюджета на финансирование особых экономических зон. При этом отмечалось, что «довольно большой баланс остался на счетах, который надо сейчас эффективно освоить».

Более того, на 2016 год в федеральном бюджете деньги на ОЭЗ зарезервированы, но «окончательная их судьба пока непонятна», отметил замминистра экономики Александр Цыбульский.

Эти федеральные новости напрямую касаются Ульяновска. В июне 2008 года Ульяновская область получила право создания портовой особой экономической зоны – она появилась на территории, прилегающей к Международному аэропорту «Ульяновск-Восточный». Федеральные деньги на это выделялись огромные – постановлением правительства 2013 года инвестиции в создание инфраструктуры ОЭЗ должны были составить 7,715 млрд рублей из федерального бюджета до 2020 года. Объемы финансирования всех видов работ в 2015 году, по разным данным, составили от 1,5 млрд рублей до 2 млрд рублей, такие же средства планировали освоить в 2016 году. Сколько денег теперь не дойдет до региона? А ведь ПОЭЗ только-только начала работу: первые резиденты зоны должны были открыть производство только к концу 2015 года.

Самое интересное, что деньги-то уже вовсю осваивают. Так, в мае выбрали подрядчика для строительства индустриального парка в ПОЭЗ на сумму 627 млн рублей. В дальнейшем, если все так и пойдет, средства придется искать в собственном кошельке – что явно не входило в планы региона. То есть деньги, конечно, закладывались, но большую часть финансирования обеспечивал федеральный бюджет.

Более того, теперь и сама по себе зона может стать невыгодна Ульяновской области. Льготы предоставляются производителям очень большие: аренда земли по сниженным ценам, снижены или вообще отсутствуют налоги на прибыль, на имущество, на землю, транспортный и даже НДС. Строительство всей инфраструктуры в ОЭЗ – за счет бюджетных средств. Подключение к сетям – за счет ОАО «Особые экономические зоны». Условия выполнять надо, а финансирование могут обрезать.

Кроме особой экономической зоны в регионе есть еще и несколько индустриальных зон, куда также активно привлекают инвесторов. Им предоставляют все условия: льготы по налогам, земле, коммуникации. Но и там многое идет наперекосяк. Например, по данным наших источников, завод Bridgestone, который должен был по первоначальным планам выйти на самоокупаемость к 2018 году, теперь отодвинули по этим параметрам аж до 2030-х годов.

Сергей Гурьянов