Если кто-то подзабыл, то председатель «Единой России» Дмитрий Медведев в ходе первой части съезда, состоявшегося пару месяцев назад, объявил, что главной темой предвыборной кампании должен стать беспредел в ЖКХ. За два прошедших месяца со стороны «ЕР» не прозвучало на эту тему, однако, ни звука.
Понятно, что партия надеется решить вопрос с депутатскими мандатами как обычно. То есть по-тихому, в ходе сепаратных переговоров с претендентами. Но хотя бы для проформы-то избирателям нужно что-нибудь показать, и именно на это настраивал, вероятно, однопартийцев Медведев. Большего беспредела, чем в ульяновском ЖКХ, в стране вряд ли найти. В области просто нагло не исполняются не только федеральные законы и правила, но и решения Верховного суда России, о чем мы неоднократно писали как в связи с ОДН, так в последнее время и в связи с тарифами на ремонт и содержание. И все попытки добиться восстановления законности раз за разом отпинываются инстанциями.
Не знаю, в чем тут дело. Возможно, в феодализации, которая идет в ряде регионов, как сказал недавно в интервью одному из изданий член «ЕР» Владимир Плигин. Это когда субъект Федерации изолируется от остальной страны, его элиты прикрывают друг друга и во вне ничего не выходит. В результате создаются идеальные условия для разного рода злоупотреблений, коррупции и произвола, как у нас в ЖКХ. Усугубляет положение еще и то, что люди, которые должны бы от той же «Единой России» контролировать ситуацию, сами по уши в ней увязли. Так, глава областного исполкома партии Константин Долгов является местным ЖКХ-олигархом и курирует, как говорят, целый ряд управляющих компаний (УК) города. УК же – это первичное звено, где генерируется львиная доля злоупотреблений, и если Долгов будет выполнять указания партийного лидера о борьбе с беспределом в жилищно-коммунальной сфере, то получится, что пчелы ведут войну с медом, что оказывается невозможным, даже если лидер одновременно занимает пост главы правительства. И это столь существенно, что за время, прошедшее с момента формулирования Медведевым стратегической задачи на выборы, ни Долгов, ни кто-либо другой из областного руководства «ЕР» не произнес в поддержку премьерской инициативы и слова. Больше того, умолк даже формально с «Единой Россией» не связанный Вадим Харлов. Депутатом Госдумы он стал от «Справедливой России». В нынешнюю избирательную кампанию планировал включиться в качестве независимого кандидата, но с лозунгом «ЕР» о борьбе с беспределом в ЖКХ, с которым по весне и появился на баннерах в Ульяновске. Ничего дополнительно сообщить избирателям он, однако, не успел, умолк и уже месяца два нигде не появляется.
«Справедливая Россия», открывшая Харлову путь в федеральную власть, зациклилась на капремонте, хотя вопрос нужно ставить, наверное, о кардинальном изменении управления жилым фондом в России. Сейчас это на 99 процентов криминальная система, в которой дома заброшены и интенсивно разрушаются. Управляющие организации представляют из себя фантомы, якобы занятые содержанием жилого фонда. При этом в их штате преимущественно инженеры, бухгалтеры, экономисты и юристы, набранные зачастую из знакомых и родственников владельцев фирм и их руководителей. Рабочие же специалисты, которые и занимаются содержанием и ремонтом жилья, представлены по минимуму и сидят на копеечных зарплатах.
Схема увода денег жильцов примерно следующая. Принимается, скажем, один дворник на несколько домов. Услуга же по уборке территории из всех прочих чуть ли не самая дорогостоящая, и с домов в нашем примере собирается тысяч 20-30, но дворнику платят шесть тысяч рублей. Остальные 14-24 тысячи умело растворяются, списываясь на некие подразделы по этой же услуге. И так по всем строкам перечня работ и услуг по содержанию. И рынок труда, и экономика – даже не серые, а черные, обходящие в числе прочего и налоги. Власти в это время мечутся от отсутствия средств в бюджете, и реформировать ЖКХ нужно в расчете на решение обеих этих задач – сохранения жилого фонда и наполнения бюджета.
Специально для этого придумывать ничего не нужно. Все уже придумано, и все в нашей стране уже было. При Борисе Ельцине эта сфера выглядела проще, честнее и прозрачнее. И закреплялось все это всего одной статьей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», подписанного Ельциным 4 июля 1991 года. Статья (20) гласит: «За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками… Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда».
И все сразу встает на свои места. Рынок труда в ЖКХ перестает быть жульским, где работники лишены каких-либо прав, зарплата переходит в разряд белых – со всеми отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды, прекращается нервотрепка жильцов с тарифами и беспрерывными попытками управленцев обмануть и украсть, жилой фонд получает пусть и минимальные, но гарантии, обстановка в ЖКХ в целом декриминализируется. И этот рынок только в Ульяновске исчисляется суммой порядка четырех миллиардов рублей в год. Вот о чем надо вести речь-то. На чем тогда будут обогащаться Константин Долгов и его команда? Ну, может, работать попробуют и не будут так откровенно игнорировать указания главы правительства.
Андрей Семенов